23 октября в Актовом зале «ГЭС-2» в исполнении солистов Pratum Integrum, оркестра, исполняющего музыку эпохи барокко и классицизма на исторических инструментах, прозвучит уникальный цикл скрипичных сонат «Розарий». Его автор – австриец Генрих Игнац Франц фон Бибер (1644–1704) вошел в историю музыки как композитор, значительно опередивший свое время: скрипач-виртуоз, постоянно находивший новые выразительные возможности для своего инструмента — и одновременно художник-мистик, трактовавший музыку как разновидность духовной практики. Авангардная свобода мелодического рисунка, яростные диссонансы, звуковые спецэффекты: пристальный интерес к творчеству Бибера вовсе не случайно приходится на конец ХХ века, когда имя австрийского композитора стало синонимом радикального художественного поиска. Цикл скрипичных сонат «Розарий», завершенный не позднее 1676 года, — вершина творчества Бибера и один из важнейших памятников музыкального барокко.
Композитор тяготел к экспериментам с настройкой скрипки, в силу чего эти сонаты невероятно сложны для исполнителей и их крайне редко играют подряд в одном концерте. Однако Сергей Фильченко, Николай Должников, Людмила Фраёнова, Мария Крестинская, Николай Мартынов, Анастасия Антонова, Ася Гречищева, Александр Гулин приняли этот вызов.
У цикла существует три подзаголовка — «Сонаты-мистерии», «Сонаты Святого Розария», «Сонаты-гравюры». Основное название отсылает к традиционным католическим четкам: по ста пятидесяти бусинам читались 150 псалмов Псалтири, которые разбивались на 15 кругов, соответствующих Таинствам — событиям из жизни Иисуса Христа и Богородицы. Цикл Бибера призван был сопровождать архиепископские службы, поэтому в единственной сохранившейся рукописи каждой сонате предпослана гравюра, изображающая одно из 15 Таинств Розария. Традиционный цикл мистерий Бибер венчает финальной пассакалией для скрипки соло (первым примером в истории скрипичной литературы). Ее композитор сопровождает образом ангела-хранителя с ребенком.
Подробности на официальном сайте Дома культуры «ГЭС-2».