В филармонии, в храме и в заповеднике События

В филармонии, в храме и в заповеднике

Теодор Курентзис познакомил Армению со своими коллективами

MusicAeterna еще ни разу не гастролировал в Армении и теперь приехал во всей своей силе и славе – оркестр, хор, византийский хор и только что созданная танцевальная труппа. Два вечера в филармонии, один open air меж колонн древнего храма у подножия Арарата и церковь в Гюмри – четыре дня больших музыкальных событий.

Открывать гастроли выпало оркестру – в Зале имени Хачатуряна прозвучали произведения Чайковского. «Итальянское каприччио», симфоническая фантазия «Франческа да Римини» и увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Эту программу Курентзис и musicAeterna совсем недавно играли в Петербурге и в Москве, но в Ереване она прозвучала особенно естественно. Вечерне-ночной Ереван в центре своем очень напоминает итальянские города – с шумной многоязычной и доброжелательной толпой, с меньшей, чем привычно, дистанцией общения и массой вкусных забегаловок. В утреннем сером по осени свете родство только подчеркивается: отступишь два шага от парадного проспекта и обнаружатся потертые дома, потрескавшиеся стены и жизнерадостные тетки в простецких нарядах, перекликающиеся с балконов. Может быть, именно поэтому Италия Чайковского и Курентзиса так пленила ереванцев – через день, когда пришла очередь выступать хору musicAeterna c хоровым концертом Альфреда Шнитке «Книги скорбных песнопений» (на стихи древнеармянского философа Григора Нарекаци в переводе Наума Гребнева), толпа, заполнившая площадь перед Залом имени Хачатуряна, дружно вспоминала о том, как фантастически звучал здесь же Чайковский, и рассказывала об этом всем, даже тем, кто просто хотел спросить, где, собственно, вход в сам концертный зал.

В концерте для смешанного хора, написанном Шнитке в восьмидесятые, звучит текст третьей главы «Книги скорбных песнопений» – композитор выбрал ее из 95 песен Нарекаци. Четыре части этой главы стали четырьмя частями концерта, проводящими слушателя духовной музыки от скорби к прославлению Господа. Строгость музыкальной мысли Шнитке подчеркнута строгостью исполнения – в молитве musicAeterna нет привычного для русской традиции пылкого выяснения отношений с Всевышним, когда, обращаясь к Нему, человек еще предъявляет адресату претензии. Это молитва-размышление, диалог человечества с самим собой (мужские и женские голоса дают понять, как разнообразно это человечество). И даже всплеск эмоций в третьей части по сути своей суров – именно эта краска сдержанности производит особое впечатление. Публика в Ереване слушала почти не дыша, отчетливо изумилась, когда в финале еще поющий хор стал уходить через зал (а как же аплодисменты?), и устроила дивную овацию, когда все вернулись на сцену.

Меж этими двумя концертами случилась мировая премьера – в храме Звартноц, что находится у подножия Арарата, в получасе езды от центра армянской столицы, только что созданная компания musicAeterna Dance сыграла спектакль «Страдание на всех языках звучит одинаково». Эта танцевальная труппа, о наборе артистов в которую было объявлено в начале лета, вообще-то еще находится в процессе формирования – не хватает нескольких человек (вероятно, отбор на просмотрах весьма суров). Поэтому именно в этот спектакль были приглашены и независимые петербургские танцовщики. Первой же собственной премьерой компании, художественным руководителем которой числится сам Теодор Курентзис, а штатным хореографом стала Анастасия Пешкова (прежде танцевавшая в «современной» труппе «Балета Москва»), станет «Посвящение Вайлю» в конце ноября. Структура нового театра необычна: в ней есть ведущий режиссер (что редко бывает в танцах) Анна Гусева и три хореографа, как бы входящие в круг театра, то есть, вероятно,  призванные в будущем поставлять ему премьеры. Это Нина Гастева (ветеран петербургского контемпорари, чьи интересы ранее всегда лежали в сфере радикального перформанса), Нанин Линнинг (учившаяся в Роттердаме и однажды ассистировавшая Форсайту руководительница собственной танцкомпании в Гейдельберге; Курентзис уже приглашал ее к сотрудничеству на пермском Дягилевском фестивале) и хорошо  известный петербургский хореограф Владимир Варнава, работающий как с классическими танцовщиками в Мариинском театре, так и с перформерами. Именно Варнава в сотрудничестве с Анной Гусевой стали авторами спектакля в храме Звартноц.

Чтобы спектакль прошел именно в храме, следовало бы родиться на четырнадцать столетий раньше – массивный круглый храм с тремя объемами, поставленными друг на друга, был построен в седьмом веке, а в десятом разрушился во время землетрясения. Специалисты говорят, что архитектор не рассчитал распределение нагрузки верхних этажей на нижние; с другой стороны, Армению как минимум раз в столетие трясет так, что простоять тысячелетие – задача практически невыполнимая. В десятом веке восстанавливать храм не стали, оставшиеся его части медленно заносило время, и лишь тысячу лет спустя, в начале века двадцатого, в историческом месте начались раскопки. Сейчас это археологический заповедник, на возвышении стоят части колоннады первого яруса, над ними сияет звездное небо и сквозь них видно заходящие на посадку самолеты (рядом ереванский аэропорт, названный в честь храма Звартноц). Вот в этом кругу колонн и игрался первый спектакль первой танцтруппы Курентзиса.

Было много живого огня – и какие-то массивные штуки типа жаровен, на которые были водружены целые костры (не участвующие в спектакле служители прямо во время представления подходили и подкидывали топливо). И факелы. И десятки расставленных на земле свечей. Время начала спектакля было рассчитано так, чтобы солнце начало садиться примерно в середине представления – так что доигрывали «Страдание» уже в южной темноте (и костры догорали). В течение полутора часов девять артистов представляли нам новый вариант скорбного обряда оплакивания. Разговор о новой обрядности Курентзис начал не вчера – в прошлом году его хор участвовал в постановке Клаудии Кастеллуччи «Новый обычай». Новая реакция, новый вариант движения в древнейших обстоятельствах – вот что предлагали и исследовали Варнава и Гусева в Звартноце.

Одна танцовщица – плакальщица: вся завернутая в черное, она сидит неподвижно среди свечей, затем переходит на другую сторону площадки и продолжает наблюдать за происходящим. Восемь артистов работают с повторяющимися движениями, где одна серия кивков, вздрагиваний, резких выдохов сменяется другой. Темп весьма размеренный, из спрятанных динамиков несется голос настоящей армянской плакальщицы, шум ветра и пугающие электронные звуки; более всего звуковая инсталляция работает на ощущение окружающей храм безлюдной пустыни, где изредка пытается пробиться к небесам одинокий голос человека. Со временем темп убыстряется, и вот уже появляются резкие рывки удерживаемого компанией человека – его все как-то странно поглаживают, будто обмывают, а он (его душа?) рвется прочь, настаивает, что еще жив. Но ночь совсем завладевает площадкой, людей на сцене уже не видно, лишь тени в последних всполохах углей – и артисты уходят в темноту сквозь круг зрителей, и в этой темноте растворяются.

Последний же день больших гастролей был также связан с разговором о земном и небесном – в церкви Святой Богородицы в Гюмри (считается северной столицей Армении, от Еревана порядка ста двадцати километров) хор musicAeterna и хор musicAeterna byzantina исполнили программу Lux eterna («Вечный свет»), в которой прозвучали произведения русской и европейской духовной музыки. Это был новый опыт для артистов – по армянской традиции церковь не может быть закрыта ни при каких обстоятельствах, каждый может зайти поставить свечку в любой момент. И во время концерта не было привычной для академических концертов (и особенно у Курентзиса) священной тишины – люди приходили в храм, молились, ставили свечи – и порой, потом, оглянувшись по сторонам, задерживались послушать, а порой – уходили, погруженные в свои мысли. Но в этом добавляющемся несильном шуме была настоящая жизнь святого места, и было в этом что-то, стирающее приметы нашего века. Так пели в храмах десять веков назад – и так десять веков назад слушали. Живая жизнь духовной музыки была явлена как она есть.

Улетая, музыканты старались разглядеть в иллюминаторах Звартноц, но то ли самолет слишком быстро ушел в облака, то ли траектория такова, что храм видно только при посадке… Но нет сомнений, что musicAeterna попрощался с армянскими святынями не навсегда – оркестранты, хористы и танцовщики Курентзиса наверняка еще вернутся.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»