В гостях, на родине Рахманинова События

В гостях, на родине Рахманинова

В Великом Новгороде завершился Международный юношеский конкурс пианистов имени С. В. Рахманинова

«Это была инициатива Андрея Никитина, губернатора Новгородской области, – сделать что-то особенное на родине Рахманинова в год юбилея, – рассказал художественный руководитель и председатель жюри Денис Мацуев. – В разговоре родилась идея юношеского конкурса в формате Grand Piano Competition. То есть так, чтобы акцент был именно на фестивальном, а не на состязательном аспекте. Пятнадцать счастливчиков автоматически играют и сольный тур, и с оркестром. Слово “юношеский” в названии неслучайное, ведь Новгород помнит именно юного Рахманинова. Я впервые побывал в этом городе в прошлом году и открыл для себя этот замечательный край».

Прямые трансляции позволяли следить за успехами юных музыкантов из любой точки мира, но многие специально выбирались в эти мартовские дни на родину Рахманинова – поклониться гению места, вдохнуть воздух, походить по старым улочкам. Ведь ничто не заменит живого впечатления, тем более что в Великом Новгороде в местной филармонии есть хороший акустический зал, сцена, вмещающая симфонический оркестр. Правда, своего коллектива пока нет, но в честь юбилея на родину Рахманинова приехал Московский государственный академический симфонический оркестр и в течение пяти дней принимал участие во всех событиях: концерте-открытии, прослушиваниях, финальном гала, где выбирали обладателя Гран-при. Для новгородцев это был подарок судьбы: блистательная молодежь, сам Денис Мацуев, сыгравший несколько раз, – и везде вход был бесплатный. Меломаны свой шанс не упустили: аншлаги сопровождали все концерты. А конкурсные прослушивания иначе не назовешь, потому что уровень участников был действительно высоким. Несколько ребят выбрали на втором туре концерты Чайковского и Рахманинова и исполнили их с таким размахом и виртуозностью, что хоть на Международный конкурс Чайковского их отправляй.

Дирижер Юрий Ткаченко, имеющий большой опыт участия в качестве аккомпаниатора конкурсных баталий, был внимателен и дружелюбен к юным талантам, поддерживал советами, подсказывал, если кто-то проявлял желание поразить экстремальными темпами.

Удивительно, что при большом возрастном разрыве и двенадцатилетний Лев Бакиров, и пятнадцатилетний Ифань У, и восемнадцатилетний Федор Орлов выступали почти вровень: технически совершенно и не по годам содержательно и эмоционально наполненно. Серьезное впечатление оставили конкурсанты из Поднебесной: ушло то время, когда мы противопоставляли европейскую и азиатскую ментальность. Китайские пианисты играли Чайковского и Рахманинова сверхвыразительно, с восторженной любовью и трогательным отношением к нашим главным композиторам.

На финал в филармонию привезли три рояля: две фирмы пользуются справедливой популярностью – «Стейнвей» и «Ямаха», но и китайский «Янцзы Ривер» проявил себя в этот раз достойно – звучал ровно во всех регистрах, порадовал приятным, полновесным тоном.

Как заведено на конкурсах, проходящих под патронатом Мацуева, фестивальный дух превалирует над соперничеством. Званиями лауреатов наградили не пять, а шесть человек: двенадцатилетняя китаянка Циньяояо Цзи, у которой Концерт №12 Моцарта был подобен изящной лаковой шкатулке; учащийся музыкальной школы при Колледже имени Шопена Глеб Семенов, чья внешняя сдержанность в игре уступила шквалу эмоций в Концерте №1 Листа; харизматичный Жуй Мин – новгородские девушки осаждали его потом с просьбой о совместных фото и автографах; артистичный и непосредственный малыш,  ученик ССМШ имени Гнесиных Лев Бакиров и китайский пианист-«тяжеловес» Ифань У – они разделили затем Гран-при.

В жюри вошли российские профессора Владимир Овчинников, Владимир Тропп, Валерий Пясецкий, Виктор Ересько, заместитель министра культуры Вьетнама Та Куан Донг, народная артистка Республики Казахстан Жания Аубакирова, британский пианист Фредерик Кемпф, Максим Могилевский, чья карьера активно разворачивается в Китае. Музыканты активно общались с местной музыкальной общественностью, а в Колледже имени Рахманинова прошла серия мастер-классов. В общем, получился большой праздник музыки, и согласимся с Денисом Мацуевым: правильно, что какая-то часть юбилейных событий проходит не только в Москве, Петербурге, но и на родине композитора, в глубинке, которая пусть на неделю, но стала центром притяжения миллионов любителей музыки. Отлично сработала команда «Росконцерта», на чьи плечи выпали все трансферы, логистические цепочки, коммуникация со СМИ, графики репетиций и прочие невидимые постороннему глазу вещи, без которых на самом деле ни один конкурс не сможет пройти успешно.

Новгородская филармония расположена на территории Кремля, напротив нее – знаменитый памятник «Тысячелетие России», представляющий собой галерею великих людей России. И если наверху – фигуры, символизирующие небесных покровителей, то в основании – люди науки и искусства. И конкурс показал, насколько важна эта опора на духовное, на традиции, на почве которых произрастают новые таланты, двигающие вперед нашу культуру.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»