В гостях у Чайковского События

В гостях у Чайковского

В Клину прошли концерты ГАСО России имени Е.Ф. Светланова

В первый вторник сентября Госоркестр Светланова традиционно дважды выступил в Клину: днём – на концерте-посвящении для первокурсников «Мерзляковки» (Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского) и вечером – для жителей города.

Прекрасный обычай посвящать в студенты будущих пианистов, скрипачей, альтистов, виолончелистов, вокалистов, исполнителей на духовых инструментах, дирижёров хора, музыковедов в доме-музее Чайковского в Клину возник в 1983 году благодаря Ларисе Артыновой, на тот момент возглавлявшей училище, и просуществовал до 2003 года; спустя почти десять лет традиция возродилась благодаря дирижеру Владимиру Юровскому, занимавшему должность худрука коллектива в период с 2011 по 2021 год. В каком-то отношении символично, что в этот раз эстафету принял другой представитель прославленной дирижерской династии – Дмитрий Юровский.

В последние несколько сезонов младший брат Владимира активно сотрудничает с ГАСО, и многие именно ему прочили место худрука, однако Минкульт решил вопрос в пользу лидера ансамбля Questa Musica Филиппа Чижевского. Директор оркестра Григорий Левонтин так прокомментировал назначение: «Это значимый момент для всего коллектива, особенно учитывая, что более двух лет мы оставались без такого руководства. Надеемся на будущее успешное сотрудничество с Филиппом Чижевским и проведение совместных замечательных программ. Что же касается концертов в Клину для студентов, то такая прекрасная традиция не должна прерываться. Безусловно, это статусно – получить студенческие билеты в буквально святом для каждого музыканта месте…»

Новоиспеченные «мерзляковцы» приехали в музей-заповедник пораньше, чтобы прогуляться по тропинкам летнего сада, где когда-то находил вдохновение Петр Ильич. Там же для мерзляковцев провели экскурсию и торжественно вручили заветные «корочки». Музыкальная программа церемонии выглядела довольно эффектно: Первый фортепианный концерт Мендельсона и Вторая симфония Бетховена – по-настоящему бодрящие, жизнеутверждающие по духу произведения отлично подошли для яркого старта учебного года. Перед концертом с напутственными речами выступили нынешний директор музыкального училища Владимир Демидов, директор музея-заповедника Чайковского Игорь Корнилов и дирижер Дмитрий Юровский. Каждый по-своему пожелал удачи и профессиональных успехов новобранцам.

Фортепианный концерт Мендельсона исполнила Варвара Заруднева. В этом году двенадцатилетняя пианистка уже успела покорить главные московские залы и стать настоящим открытием международного конкурса Дениса Мацуева Grand Piano Competition. Ее исполнение отличалось невесомой легкостью интерпретации. Искрометные пассажи, словно весенние ручейки, разливались по клавишам рояля, разгоняясь к финалу все быстрее и быстрее, будто юная пианистка решила устроить настоящее состязание с легендарным оркестром. Игривое, легкое, блестящее, но при этом очень нежное – именно таким заполнилось исполнение Зарудневой.

Вторая симфония Бетховена звучала бойко, динамично и даже театрально. Эта музыка, написанная композитором в самом начале XIX века, пропитана страстью, весельем и энергией молодого Бетховена, которому еще только предстояло стать тем бескомпромиссным новатором и революционером. Дмитрий Юровский полностью владел структурой и движением четырехчастной симфонии, придавая, однако, внимание деталям. Он вел оркестр единым дыханием, и, хотя это был полностью романтический «Бетховен XXI века» с точки зрения тона, тембра и динамики, музыканты исполнили симфонию с такой искренностью и силой, что она прозвучала как ода самой жизни.

К вечеру студенческая суета сменилась светскими размеренными беседами – клинская публика предвкушала открытие нового концертного сезона. Второе выступление Госоркестра приобрело иной масштаб и настроение: Вторая симфония Бетховена в контексте всей программы – рядом с «Метаморфозами» Рихарда Штрауса и Контрабасовым концертом Сергея Кусевицкого – воспринималась иначе, чем днем. Важная ремарка: первое отделение было отдано композиторам-юбилярам – в этом году отмечается 160-летие со дня рождения Штрауса и 150 лет  Кусевицкому.

«Метаморфозы» – произведение, написанное за несколько месяцев до окончания Второй мировой войны. Это скорбная элегия, навеянная личными чувствами и переживаниями Штрауса из-за разрушения Дрездена, Веймара, великих культурных памятников, в том числе любимой им Мюнхенской оперы. Это своего рода дань музыкальной культуре, опустошенной нацизмом. Основная техническая сложность исполнения «Метаморфоз» заключается в плотной фактуре, которую создают 23 струнных инструмента (10 скрипок, 5 альтов, 5 виолончелей и 3 контрабаса). Если не контролировать звук, можно потерять динамику и целостность формы. Однако Дмитрий Юровский мастерски справился со своей задачей – его интерпретация была прозрачной и легко воспринимаемой на слух. Дирижер умело сохранил основную линию движения, несмотря на сложное переплетение мелодических нитей. В этом прочтении музыкантам удалось раскрыть именно элегическое настроение, которое выходит за рамки простой скорби. Возможно, как раз этого и добивался сам Штраус.

Концерт для контрабаса с оркестром Кусевицкого звучит в залах нечасто, и то, что Госоркестр представил его для подмосковной публики, можно назвать исключительным событием. Партию контрабаса исполнил заслуженный артист РФ Рустем Шагимарданов.  В заключение вечера вновь появилась Вторая симфония Бетховена. В этом исполнении оркестр выдал больше патетики и драматизма, в подаче яснее прослеживались интонации последующих произведений композитора.

Магические квадраты Ефрема Подгайца События

Магические квадраты Ефрема Подгайца

К юбилею композитора

Птицы певчие детского театра События

Птицы певчие детского театра

В Театре Сац состоялась российская премьера «Птиц» Вальтера Браунфельса

Как излечить повесу События

Как излечить повесу

В Национальном театре оперы и балета Осло состоялась премьера оперы «Похождения повесы» Стравинского

Экзамен на танцпригодность События

Экзамен на танцпригодность

«Кремлевский балет» представил «Раймонду» в постановке Андриса Лиепы