В гостях у Страдивари События

В гостях у Страдивари

Ежегодная ярмарка-выставка Cremona Musica побила собственные рекорды

Большой выставочный комплекс на окраине Кремоны – города скрипичных мастеров – в три последних сентябрьских дня стал местом притяжения музыкантов со всего мира. 18158 тысяч посетителей, 320 павильонов из 30 стран, юолее 5000 экспонатов, 160 событий вокруг выставки – концерты, семинары, воркшопы, мастер-классы, презентации.

Главная цель Cremona Musica – это продажа струнных музыкальных инструментов. Глаза разбегаются, когда идешь по километровым проходам – и вокруг скрипки, альты, виолончели, контрабасы, гитары, стенды, где выложена отборная древесина, заготовки колков, дек. Интересно смотреть на эти тонкие, изящные поделки, которые в руках мастеров, как пазл, складываются в музыкальные инструменты.

Отдельный этаж оккупировали производители роялей – самих инструментов немного, но представители фирм активно общались с посетителями. Рядом с современными фортепиано нашлось место и для предшественников – клавесинов (копий со старых образцов, разумеется), спинетов, клавикордов. Несколько павильонов заняли нотные издательства – привезли интересные книги (в основном биографии композиторов), ноты, диски, которые в эти дни можно было купить с большой скидкой.

Параллельно шла концертная программа, венцом которой стало награждение ряда известных музыкантов премией Cremona Musica Awards. Приятно, что среди них оказались наши люди: Валерий Гергиев, Максим Венгеров, Гия Канчели.

Cremona Musica собрала солидный пул журналистов, причем не для обычно утилитарных целей – репортажей с места событий. В медиа-лаунж беспрерывно шли дискуссии по острым профессиональным вопросам. Обсуждались журналистская этика, пути развития радиовещания, проходили презентации отдельных СМИ или их глобальных проектов. Примерно 40 журналистов из разных стран (Италии, России, Турции, Великобритании, Германии, Польши и др.) смогли познакомиться друг с другом, наладить полезные контакты и обменяться опытом.

Примечательно, что куратором и концертной, и журналистской программ выступил итальянский пианист Роберто Просседа, отличающийся креативностью и в собственных программах (он, в частности, освоил такой курьезный инструмент, как педальное фортепиано с ножной клавиатурой), и в организационной деятельности.

Если кратко суммировать суть дискуссий, то она сводилась к постулату: «надо идти в ногу со временем». Эдвард Блэкман, начальник отдела производства программ и планирования BBC 3, предложил метафору – радио как поезд, движущийся здесь и сейчас. В его спиче шла речь о работе с целевой аудиторией, которая, по его мнению, подразделяется на три класса (как тарифы в поездах). Первый класс – те, кому за 55 лет, реальные постоянные слушатели. Премиум-класс – колеблющаяся аудитория, от 35 до 55 лет, которая выбирает между радиостанциями. И второй класс – райдеры, те, кто сомневается, что им вообще нужно радио. Это – молодежь до 35 лет.

Россию впервые представляли журнал «Музыкальная жизнь» и радиостанция «Орфей». Роман Берченко, заместитель директора радио «Орфей» по концертно-трансляционной деятельности, познакомил коллег с проектом «Возрождая наследие русских композиторов» и показал фильм об Александре Мосолове, созданный в связи с исполнением целого ряда неизвестных сочинений композитора. Мысль о том, что радиостанции сегодня все больше выходят за рамки своей традиционной деятельности – вещания, звучала практически во всех докладах. Подкасты, видеоверсии эфира стали привычным форматом в европейских СМИ. «Орфей» в этом смысле в тренде, занимаясь оцифровкой нот и книг своей библиотеки, записями и выпуском дисков на собственном лейбле.

Алекс Ласковский, обозреватель Польского Радио и руководитель отдела экспертов Института Адама Мицкевича, затронул интересную тему – музыкальный конкурс как способ национальной идентификации. Процитируем его ключевые тезисы: «В Польше музыка имеет особое значение, поскольку она не только является одним из важнейших элементов культурной жизни страны, но и сыграла необыкновенно важную роль в формировании актуальной польской идентичности, а также в процессе обретения Польшей своей независимости. Если говорить максимально коротко, без гениальных произведений Фредерика Шопена не было бы великолепной пианистической карьеры Игнация Яна Падеревского, а без Падеревского и его связей на Западе (в том числе с американским президентом Вудро Вильсоном) полякам было бы значительно сложнее бороться за восстановленную в 1918 году независимость. И поэтому нет ничего удивительного в том, что ко всему, связанному с Фредериком Шопеном, в Польше относятся с особым вниманием и интересом. Существующий с 1927 года Шопеновский конкурс, у истоков создания которого стояло Польское радио, вручающее награды за лучшее исполнение мазурок, является событием, которое вызывает в Польше интерес, сравнимый разве что с Олимпийскими играми и Чемпионатом мира по футболу. Во время конкурса вся страна болеет за молодых пианистов, а Шопен присутствует всюду: его музыка звучит в такси, а в барах обсуждают итоги очередных этапов состязаний, о которых пишет даже бульварная пресса. В течение многих десятилетий радио было главным средством коммуникации, передающим информацию о конкурсе и транслирующим прослушивания конкурсантов. Эта ситуация изменилась с появлением телевидения, хотя верные слушатели от радио не отвернулись. Еще большие изменения произошли в связи с запуском в 2015 году масштабных стриминговых сервисов, интегрированных с социальными сетями. Национальный Институт Фредерика Шопена смог привлечь к экранам мониторов и смартфонов миллионы людей со всего мира.

Для радио это означало необходимость ответить на вопрос, по-прежнему ли целесообразно — при столь сильной конкуренции — транслировать конкурсы? Ответ на этот вопрос звучит: “однозначно да”. Неизменно значительная часть слушателей ожидает профессионального комментария, оценок экспертов и компетентной информации об исполняемых произведениях и о различных исполнительских стилях, которые можно услышать на конкурсе. С этой ролью радио справляется великолепно, и, как представляется, оно по-прежнему не имеет конкурентов. Польское радио остается тем медиаресурсом, где неизменно заботятся о высоком профессиональном уровне журналистов».

Попав в Кремону, конечно, невозможно было ограничиться только заседаниями. Хотелось походить по улочкам, булыжные мостовые которых помнят Монтеверди, Страдивари, Амати, Гварнери. Заглянуть в старинные соборы с великолепной росписью и органами и, конечно, пойти в Музей скрипки, где в мистически полутемном зале выставлены главные драгоценности Кремоны – скрипки тех самых великих мастеров, пережившие своих творцов на многие столетия.