В «ГЭС-2» прозвучат «Любовь поэта» Сысоева и «Песнь о Земле» Малера

16.05.2023
В «ГЭС-2» прозвучат «Любовь поэта» Сысоева и «Песнь о Земле» Малера

18 мая в Доме культуры «ГЭС-2» будут исполнены «Любовь поэта» Сысоева и «Песнь о Земле» Малера. В концерте Московского ансамбля современной музыки встречаются два сочинения, по-своему ведущие диалог с наследием австро-немецкого романтизма. Сверхсюжет программы, которая прозвучит под управлением дирижера Федора Леднева — перевод традиции на художественный язык нового времени.

Написанная в 1909 году на тексты китайских поэтов эпохи Тан «Песнь о Земле» (1909) — одно из последних произведений Густава Малера. Через эту вещь проходит водораздел между поздним музыкальным романтизмом и модернизмом — прощаясь с XIX веком, композитор масштабирует один из главных его жанров до экспрессионистского канона 1900-х, выводит уникальный гибрид песенного цикла и симфонии. Модернистскую природу «Песни о Земле» в 1921 году особенно выпукло проявил Арнольд Шёнберг в своей редакции для солистов и камерного оркестра, одновременно подчеркивая интимный, исповедальный характер произведения. Вместе с Московским ансамблем современной музыки на сцену Дома культуры «ГЭС-2» в «Песни о Земле» выйдут солисты Пермского театра оперы и балета Борис Рудак и Константин Сучков.

Другую проекцию жанра вокальной лирики и романтической традиции предлагает российская премьера «Любви поэта» Алексея Сысоева — сочинения, написанного в 2014 году по заказу Шумановского фестиваля в Дюссельдорфе. Сысоев не просто заимствует название у одноименного цикла Роберта Шумана на тексты Генриха Гейне (1840), но создает на те же тексты собственную партитуру, вступая в диалог сразу с двумя великими немцами — поэтом и композитором. Инструментальный состав «Любви поэта» Сысоева напоминает о «большом ансамбле», введенном в обиход Арнольдом Шёнбергом, который радикально сократил состав симфонического оркестра классиков.

Алексей Сысоев: «Вокальный цикл Шумана оставил глубокий отпечаток в моей душе еще со времен юности. Создавая свою «Любовь поэта», я честно пытался пройти путь композитора, работая с поэтическими строками Гейне, но музыкальный результат, что вполне закономерно, получился абсолютно иным. Порыв сменился депрессией, восторг — болезненным исступлением и даже истерикой, сердечное признание — тяжелой угрозой. Сохранился лишь заключительный мрачный романтический скепсис («Вы злые, злые песни»), который поставил завершающий знак препинания в этом диалоге эпох. Точку ли?»

Начало концерта в 19:30.