Идея соединить в одном концерте два полифонических инструмента – орган и симфонический оркестр – лежала на поверхности: в ГБКЗ имени С.Сайдашева, где выступает Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан, еще в 1997 году был установлен большой симфонический орган нидерландской фирмы Flentrop. И международные фестивали органной музыки здесь проводятся уже не один десяток лет. Но тем не менее соединить оркестр и орган впервые в истории Казани решил художественный руководитель и главный дирижер ГАСО РТ Александр Сладковский.
«Для нас это расширение рамок, возможность показать то, что может и делает оркестр, – говорит он. – А еще это прекрасная возможность выступить на одной сцене с всемирно известными фантастическими исполнителями-органистами, которые никогда не приезжали в Казань, и познакомить казанцев с сочинениями, впервые звучащими не только в Казани, но и в России. Органный фестиваль, который был запущен весной 2020 года, фактически в момент наступления пандемии, за эти годы доказал свою жизнеспособность».
Вот и на этот раз за три дня на сцену ГБКЗ вышли три известных дирижера – венгр Даниэль Шомодьи-Тот, британец Джереми Уолкер и россиянин Антон Шабуров, за органом побывали четверо органистов – венгры Даниэль Шомодьи-Тот и Питер Силаги, японка Хироко Иноуэ и россиянин Владимир Хомяков, прозвучали восемь казанских премьер. Все это объединило имя Иоганна Себастьяна Баха, чей юбилей, 340 лет, отмечается 31 марта, – и каждое из произведений содержало в себе традиции этого немецкого композитора, органиста и клавесиниста.
Куратор программы – профессор Московской консерватории, прекрасная органистка Евгения Кривицкая изначально поставила перед собой сложнейшую задачу, сформулировав концепцию фестиваля, где каждый концерт должен стать небольшим спектаклем на заданную тему. И в том, что это успешно претворяется в жизнь, немалая заслуга тех, кто выходит на сцену, – и дирижеров, эмоционально точно проживающих музыку, и солистов, вселяющих трепетную душу в свои инструменты.
Первый концерт VI Международного органного фестиваля получил название «Вокруг И.С. Баха» и включил Симфонию из Кантаты № 29 Баха в транскрипции Марселя Дюпре, Прелюдию и фугу на тему B-A-C-H Ференца Листа, Симфонию № 3 Камиля Сен-Санса, посвященную памяти Листа, и Токкату, Адажио и фугу до мажор самого Баха.
Даниэль Шомодьи-Тот, профессиональный музыкант и бизнесмен, основатель и генеральный директор венгерской авиакомпании Aeroexpress, приглашенный в качестве дирижера, не смог удержаться от искушения сесть за орган. «Хорошо возвышаться над повседневностью, но не менее прекрасно брать с собой других и в мир музыки, и в мир полетов. Это одновременно и привилегия, и огромная ответственность», – считает он.
В мир музыки, помимо казанских меломанов, Шомодьи-Тот на нынешнем фестивале захватил с собой и двадцатилетнего Питера Силаги. «С первых минут первой репетиции с ГАСО РТ я ощутил всю необыкновенную его мощь, которая присуща только российским оркестрам, – признался молодой талантливый органист, поступающий в этом году в Академию Листа в Будапеште. – Рабочий процесс шел очень легко, а на концерте у нас получилось все даже еще лучше».
Второй концерт, получивший название «Пересечения и параллели», кроме известного казанцам Концерта соль минор для клавира и струнных Баха, включил в программу премьерные исполнения Торжественного и церемониального марша № 1 для органа и оркестра Эдуарда Элгара в новой аранжировке Джереми Уолкера, стоявшего в этот вечер за дирижерским пультом, а также Фантазии и фуги до минор Баха в переложении Элгара, Сюиту из оркестровых произведений Баха Густава Малера, Четыре симфонические интерлюдии из оперы «Интермеццо» Рихарда Штрауса и Концерт-симфонию для органа и оркестра Ханса Фермана.
«Удивительно слышать Баха в разных обработках. Как свежо, как современно он звучит. В любом составе, в любой трансформации он не оставляет равнодушным. Он свой для любой эпохи, для любой национальности. Какое еще нужно подтверждение тому, что Бах вечен? – сказала Хироко Иноуэ. – А как удивительно перекликается с ним музыка Фермана. Я давно мечтала исполнить этот Концерт, и вот, наконец, моя мечта сбылась. У этой музыки дух – русский, форма – немецкая, исполнители – из Великобритании, Японии и России. И звучит она в мультикультурном пространстве Татарстана».
Едва Хироко Иноуэ прикоснулась к клавиатуре, инструмент мощно вздохнул всеми своими трубами и обрушил на зал невероятную энергетику, а благородное матовое звучание оркестра лишь подчеркнуло полифоническое многоцветие органа. Потоки музыки заполняли зал, окрашивая воздух в причудливое смешение гранатового, темно-фиолетового, малинового, медового и цвета штормового моря.
«У казанского органа есть индивидуальные краски, необыкновенная мощь и свое лицо, – поделилась японская органистка. – Он настолько интересен по регистрам, по конструкции, что, мне кажется, далеко не каждый органист может найти с ним общий язык. Здесь орган и физически тяжелый, когда соединяются разные мануалы, приходится играть с усилием, пальцы разбиваются в кровь, но музыка не должна страдать от этого. Профессионализм в том и заключается, чтобы найти контакт с любым инструментом».
Третий вечер назвали «Диалоги». Все композиторы, чьи сочинения собраны в его программе, были органистами. «Органность их мышления ощущается в фактуре, в тембральной палитре, в особых динамических контрастах», – подчеркнул ведущий фестиваля артистичный Петр Татарицкий.
Только одно из четырех произведений – Симфонию № 3 для органа с оркестром Шарля-Марии Видора – казанцы уже слышали. Премьерными для них стали исполнения Концерта для оркестра в старинном стиле Макса Регера, в котором диалог с Бахом был проявлен явственнее всего, Фантазии-диалога для органа с оркестром Леона Боэльмана, построенной как увлекательный «разговор» органа и оркестровых инструментов, и Увертюры соль минор Антона Брукнера, насыщенной философскими образами.
Владимир Хомяков – органист-виртуоз, известный своей особой расположенностью к джазовой манере исполнения, – сумел наполнить эти произведения игрой света, блеском ума и непринужденной легкостью исполнения. Он словно следовал известной шутке Баха: «Играть на любом музыкальном инструменте очень легко: все, что для этого требуется, – нажимать в нужное время на нужную клавишу. А играть он будет сам». И оркестр, ведомый изысканным Антоном Шабуровым, отвечал органу столь же свободной, непринужденной импровизационностью.