В каждой музыке Бах События

В каждой музыке Бах

В Казани завершился VI Международный органный фестиваль

Идея соединить в одном концерте два полифонических инструмента – орган и симфонический оркестр – лежала на поверхности: в ГБКЗ имени С.Сайдашева, где выступает Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан, еще в 1997 году был установлен большой симфонический орган нидерландской фирмы Flentrop. И международные фестивали органной музыки здесь проводятся уже не один десяток лет. Но тем не менее соединить оркестр и орган впервые в истории Казани решил художественный руководитель и главный дирижер ГАСО РТ Александр Сладковский.

«Для нас это расширение рамок, возможность показать то, что может и делает оркестр, – говорит он. – А еще это прекрасная возможность выступить на одной сцене с всемирно известными фантастическими исполнителями-органистами, которые никогда не приезжали в Казань, и познакомить казанцев с сочинениями, впервые звучащими не только в Казани, но и в России. Органный фестиваль, который был запущен весной 2020 года, фактически в момент наступления пандемии, за эти годы доказал свою жизнеспособность».

Вот и на этот раз за три дня на сцену ГБКЗ вышли три известных дирижера – венгр Даниэль Шомодьи-Тот, британец Джереми Уолкер и россиянин Антон Шабуров, за органом побывали четверо органистов – венгры Даниэль Шомодьи-Тот и Питер Силаги, японка Хироко Иноуэ и россиянин Владимир Хомяков, прозвучали восемь казанских премьер. Все это объединило имя Иоганна Себастьяна Баха, чей юбилей, 340 лет, отмечается 31 марта, – и каждое из произведений содержало в себе традиции этого немецкого композитора, органиста и клавесиниста.

Владимир Хомяков, Петр Татарицкий, Антон Шабуров

Куратор программы – профессор Московской консерватории, прекрасная органистка Евгения Кривицкая изначально поставила перед собой сложнейшую задачу, сформулировав концепцию фестиваля, где каждый концерт должен стать небольшим спектаклем на заданную тему. И в том, что это успешно претворяется в жизнь, немалая заслуга тех, кто выходит на сцену, – и дирижеров, эмоционально точно проживающих музыку, и солистов, вселяющих трепетную душу в свои инструменты.

Первый концерт VI Международного органного фестиваля получил название «Вокруг И.С. Баха» и включил Симфонию из Кантаты № 29 Баха в транскрипции Марселя Дюпре, Прелюдию и фугу на тему B-A-C-H Ференца Листа, Симфонию № 3 Камиля Сен-Санса, посвященную памяти Листа, и Токкату, Адажио и фугу до мажор самого Баха.

Даниэль Шомодьи-Тот, профессиональный музыкант и бизнесмен, основатель и генеральный директор венгерской авиакомпании Aeroexpress, приглашенный в качестве дирижера, не смог удержаться от искушения сесть за орган. «Хорошо возвышаться над повседневностью, но не менее прекрасно брать с собой других и в мир музыки, и в мир полетов. Это одновременно и привилегия, и огромная ответственность», – считает он.

В мир музыки, помимо казанских меломанов, Шомодьи-Тот на нынешнем фестивале захватил с собой и двадцатилетнего Питера Силаги. «С первых минут первой репетиции с ГАСО РТ я ощутил всю необыкновенную его мощь, которая присуща только российским оркестрам, – признался молодой талантливый органист, поступающий в этом году в Академию Листа в Будапеште. – Рабочий процесс шел очень легко, а на концерте у нас получилось все даже еще лучше».

Даниэль Шомодьи-Тот

Второй концерт, получивший название «Пересечения и параллели», кроме известного казанцам Концерта соль минор для клавира и струнных Баха, включил в программу премьерные исполнения Торжественного и церемониального марша № 1 для органа и оркестра Эдуарда Элгара в новой аранжировке Джереми Уолкера, стоявшего в этот вечер за дирижерским пультом, а также Фантазии и фуги до минор Баха в переложении Элгара, Сюиту из оркестровых произведений Баха Густава Малера, Четыре симфонические интерлюдии из оперы «Интермеццо» Рихарда Штрауса и Концерт-симфонию для органа и оркестра Ханса Фермана.

«Удивительно слышать Баха в разных обработках. Как свежо, как современно он звучит. В любом составе, в любой трансформации он не оставляет равнодушным. Он свой для любой эпохи, для любой национальности. Какое еще нужно подтверждение тому, что Бах вечен? – сказала Хироко Иноуэ. – А как удивительно перекликается с ним музыка Фермана. Я давно мечтала исполнить этот Концерт, и вот, наконец, моя мечта сбылась. У этой музыки дух – русский, форма – немецкая, исполнители – из Великобритании, Японии и России. И звучит она в мультикультурном пространстве Татарстана».

Едва Хироко Иноуэ прикоснулась к клавиатуре, инструмент мощно вздохнул всеми своими трубами и обрушил на зал невероятную энергетику, а благородное матовое звучание оркестра лишь подчеркнуло полифоническое многоцветие органа. Потоки музыки заполняли зал, окрашивая воздух в причудливое смешение гранатового, темно-фиолетового, малинового, медового и цвета штормового моря.

«У казанского органа есть индивидуальные краски, необыкновенная мощь и свое лицо, – поделилась японская органистка. – Он настолько интересен по регистрам, по конструкции, что, мне кажется, далеко не каждый органист может найти с ним общий язык. Здесь орган и физически тяжелый, когда соединяются разные мануалы, приходится играть с усилием, пальцы разбиваются в кровь, но музыка не должна страдать от этого. Профессионализм в том и заключается, чтобы найти контакт с любым инструментом».

Джереми Уолкер и Хироко Иноуэ

Третий вечер назвали «Диалоги». Все композиторы, чьи сочинения собраны в его программе, были органистами. «Органность их мышления ощущается в фактуре, в тембральной палитре, в особых динамических контрастах», – подчеркнул ведущий фестиваля артистичный Петр Татарицкий.

Только одно из четырех произведений – Симфонию № 3 для органа с оркестром Шарля-Марии Видора – казанцы уже слышали. Премьерными для них стали исполнения Концерта для оркестра в старинном стиле Макса Регера, в котором диалог с Бахом был проявлен явственнее всего, Фантазии-диалога для органа с оркестром Леона Боэльмана, построенной как увлекательный «разговор» органа и оркестровых инструментов, и Увертюры соль минор Антона Брукнера, насыщенной философскими образами.

Владимир Хомяков – органист-виртуоз, известный своей особой расположенностью к джазовой манере исполнения, – сумел наполнить эти произведения игрой света, блеском ума и непринужденной легкостью исполнения. Он словно следовал известной шутке Баха: «Играть на любом музыкальном инструменте очень легко: все, что для этого требуется, – нажимать в нужное время на нужную клавишу. А играть он будет сам». И оркестр, ведомый изысканным Антоном Шабуровым, отвечал органу столь же свободной, непринужденной импровизационностью.

Питер Силаги
Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»

Не требуя наград за подвиг музыкальный События

Не требуя наград за подвиг музыкальный

В Большом зале консерватории выступили ГАСО Республики Башкортостан и Денис Мацуев