В Концертном зале РАМ пройдет концерт, посвященный творчеству Михаила Гнесина

25.09.2023
В Концертном зале РАМ пройдет концерт, посвященный творчеству Михаила Гнесина

5 октября в 19:00 в Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных будут впервые в истории этого зала играть музыку исключительно Михаила Фабиановича Гнесина. В этом году исполнилось 140 лет со дня его рождения.

Михаил Гнесин (брат Елены Фабиановны Гнесиной, основателя и  директора “гнесинского комбината”: двух школ, училища и института) был учеником Римского-Корсакова, и  в чем-то, а именно в особом восторженном отношении к национальному, был его прямым продолжателем.

Причем это проявлялось не только в его собственном творчестве, но и в работе с учениками. Можно сказать, что армянское национальное музыкальное направление начало развиваться именно в Гнесинском техникуме в 1920-х годах, когда Михаил Гнесин открыл здесь экспериментальный класс сочинения для всех желающих (не только для студентов-теоретиков, но и для вокалистов и инструменталистов). Первыми учениками его, случайным образом, оказались в числе прочих Арам Хачатурян и Аро Степанян.

Музыка самого Михаила Гнесина – это также поиск органичного растворения народных мелодий в традиционных классических жанрах и формах. Например, “Трио памяти наших погибших детей”, которое прозвучит на концерте – пример такого подхода. Оно было написано на еврейскую народную песню “Был у меня сын, единственный сын, мой заступник”  после смерти сына Гнесина от истощения во время Великой Отечественной войны.

С другой стороны, творчество Гнесина очень активно развивалось в русле “Серебряного века” в начале ХХ столетия. Он считался одним из лучших композиторов этого времени. Его играл Пабло Казальс и Александр Зилоти а Забела-Врубель обожала его символистские  стихотворения с музыкой. Произведения той поры также будут звучать. В их числе – “Розариум” – музыка к двустишиям Вячеслава Иванова.

В концерте примут участие сводный хор и камерный оркестр Российской академии музыки имени Гнесиных. Будут представлены (за исключением оперного и симфонического) практически все жанры, в которых работал Гнесин: от фортепианного дуэта и камерно-инструментальных и вокальных миниатюр до хоровых и оркестровых произведений. Прозвучит, в том числе, и всем известный гнесинский “хит”: “Еврейский оркестр на балу у Городничего” из музыки к “Ревизору”.