В квартете равных нет События

В квартете равных нет

В КЗЧ в рамках юбилейного марафона Московской филармонии состоялся вечер струнных квартетов, где первую скрипку во всех смыслах этого выражения играла Анне-­Софи Муттер.

Творческий облик этой исполнительницы, отличающийся безупречным мастерством и подчеркнутой элитарностью, нередко вызывает ассоциации с устойчивым мифом «немецкого качества». В Москве она гостья редкая, и тем сильнее ажиотаж вокруг каждого ее появления.

В этот раз немецкая скрипачка привезла в столицу струнный квартет, состоявший, кроме нее, из кореянки Е-Юн Чой (вторая скрипка), россиянина Владимира Бабешко (альт) и испанца Пабло Феррандеса (виолончель). Все перечисленные музыканты – представители молодого поколения и протеже Анне-­Софи Муттер, в разное время бывшие стипендиатами ее фонда. Лаконичная программа вечера, уместившаяся в одно часовое отделение, включала в себя по одному квартету Моцарта (ре мажор, К. 155), Гайдна (ми-бемоль мажор, ор. 20 № 1) и Бетховена (соль мажор, ор. 18 № 2).

Исторически жанр струнного квартета ассоциируется с идеей общения, совместного творчества, стирающего различия и сословные границы, но в этот вечер концепция взаимодействия между музыкантами была принципиально иной. Равенства не было. Была сильная, подавляющая творческая воля Анне-­Софи Муттер, ведущей вперед свой струнный «микрооркестр». Резкие, точные взмахи смычка действительно были похожи на движения дирижерской палочки и напоминали авторитарный жест Герберта фон Караяна, сыгравшего важную роль в становлении карьеры скрипачки. Светлый юмор квартетов венских классиков, радость проживания деталей раскрывалась через силу личности Муттер, ее никем и ничем не оспариваемого лидерства в управлении интерпретацией. Особенно ярко и убедительно в этих условиях прозвучали быстрые части сочинений, требующие отточенного мастерства и дисциплины в технических деталях. Вместе с тем в Adagio cantabile квартета Бетховена не хватало тембрового и интонационного баланса, создающего иллюзию интимной и непринужденной беседы друзей: господствовала, конечно же, первая скрипка.

Анне-­Софи Муттер удалось завоевать в этот вечер не только коллег по квартету, но и все громадное пространство Концертного зала имени П. И. Чайковского: властные импульсы позитивной энергии захватывали меломанов, заставляя забыть о текущих заботах. Доказательство тому – забавный инцидент, произошедший под занавес вечера. Публика не сдержала радостного порыва и бурно зааплодировала после скерцо бетховенского квартета, забыв о наличии финала. Едва ли искушенных столичных слушателей стоит обвинять в дилетантизме, скорее виной всему – непреодолимый магнетизм главной героини вечера, способной подчинять и вызывать восхищение вопреки всем принятым условностям.

Технология оперы События

Технология оперы

В Театре имени Н. И. Сац показали «Любовь к трем цукербринам» по роману Виктора Пелевина

Беллини в неоклассической скорлупе События

Беллини в неоклассической скорлупе

В Перми поставили оперу «Норма». Шедевр эпохи бельканто пермяки увидели впервые спустя почти 200 лет после его создания

И снова Брукнер События

И снова Брукнер

Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан закрыл сезон Восьмой симфонией Антона Брукнера

Пост-постскрипт События

Пост-постскрипт

В Большом театре продюсер Юрий Баранов и компания MuzArts представили новую версию программы современной хореографии