Концерт 7 июня открывает Международный культурный форум «Звук, жест, движение в искусстве второй половины ХХ – XXI века: музыка, хореография, видеоарт», проходящий в рамках Года Германии в России. Как рассказывает инициатор проекта, пианистка Ольга Красногорова, «концерт получил название от одной из пьес Карлхайнца Штокхаузена «Арлекин» для танцующего кларнетиста. 7 июня эту пьесу представит Игнат Красиков. Слушатели также смогут услышать несколько забытых шедевров композиторов, в творчестве которых ярко проявились тенденции к созданию симбиоза музыкальных, визуальных, пластических образов, а понятия жеста, движения приобрели семантические значения, выходящие за рамки условных символов».
Одно из таких сочинений – «Нонет» для голоса, ансамбля и исполнителя пластического танца Владимира Щербачева, созданный еще в 1919, в эпоху раннего русского авангарда, и с тех пор исполняемый крайне редко. Он прозвучит во втором отделении концерта в исполнении Ансамбля солистов «Новой музыки» под руководством Владимира Тарнопольского в постановке Анны Гарафеевой. Пластическую партию исполнит Владимир Ермаченков, соло сопрано – Екатерина Кичигина.
Среди фортепианных сочинений, включенных в программу — одна из наиболее «жестовых» сонат Галины Уствольской — соната №5, которую сыграет Ольга Красногорова. Лауреат Международного конкурса имени Чайковского Дмитрий Онищенко выступит в концерте как автор и исполнитель колыбельных для фортепиано, и в ансамбле с коллегой по цеху композитором Артемом Ананьевым. Прозвучат три номера из балета-сказки «Волшебный кувшин»: «Вальс», «Рэгтайм», «Джайв».
Хоровые сочинения Родиона Щедрина уже давно провоцируют артистов на театральную интерпретацию. В свое время репертуарным хитом Камерного хора Московской консерватории была сценическая версия поэмы «Казнь Пугачева», теперь этот список продолжили пять русских пословиц. Две из них – «Сладок будешь» и «Богу не грешен» – прозвучат в этот вечер под управлением художественного руководителя и дирижера Александра Соловьёва. «Психологические по своей наполненности хоровые миниатюры в сочетании с драматическим действием на сцене обладают колоссальным воздействием на зрителя», – подчеркивает артист. Камерный хор МГК во время пандемии стал своеобразной творческой лабораторией для Родиона Щедрина, написавшего букет интересных партитур. И буквально через неделю после получения нот, певцы с Александром Соловьёвым уже присылали композитору рабочую запись. Поэтому символично, что он дал именно этому коллективу право на мировые премьеры этих опусов, и самый последний – «Притча» также прозвучит в этой программе, которую откроет еще одна новинка – хор «Осень» Ефрема Подгайца на стихи Рильке.
Если русские пословицы Р. Щедрин создавал как «чистую музыку», в которой музыканты «увидели» потенциал для пластического решения, то русскую сказку для маримбы «Ледяной дом» он писал в расчете на сценическое прочтение: перкуссионист Виктор Сыч выступит одновременно и как драматический чтец.
«Осмысление феномена композиторского жеста – вопрос, находящийся в эпицентре внимания многих авторитетных музыкантов нашего времени, – подчеркивает Ольга Красногорова. – Жестовый критерий приобретает в современном искусстве значение, превосходящее категорию стиля и выдвигает перед исполнителями множество необычных задач, для решения которых музыкантам предстоит преодолевать пределы привычного. Взгляд с точки зрения создания панорамы новых многообразных задач в исполнительском искусстве и послужил основой концепции программы концерта “Танцующий Арлекин”».