В Малом зале Московской консерватории отметят 130-летие Сергея Прокофьева

01.09.2021
В Малом зале Московской консерватории отметят 130-летие Сергея Прокофьева

«Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете!» восклицал поэт Константин Бальмонт. 14 сентября в Малом зале консерватории состоится концерт-приношение к 130-летию со дня рождения Сергея Прокофьева.

Инициатором и автором концепции программы выступил пианист, профессор, народный артист России Александр Бондурянский. «Прокофьев, как мне кажется, всегда был в моей жизни, – признается артист. – Начиная с детства, с его песни на стихи Агнии Барто, той самой “Болтуньи”, затем – “Петя и Волк”, “Золушка”, которые я поначалу слушал на пластинках. Это был момент  проникновения в некую очарованную страну. А затем пришло время собственного постижения музыки Прокофьева, моего личного исполнительского опыта. Как мне думается, Прокофьев является глобальной фигурой XX века. Потому что нет ни одной сферы человеческой жизни, которой бы не коснулась его музыка. Она полна и остроумия, и мудрости – причем не дидактического, а поэтического свойства».

В концерте прозвучат камерные сочинения, охватывающие все периоды творчества:  от ранних опусов (как «Гадкий утенок», созданный в 1914 году 23-летним Сережей Прокофьевым) – к поздним (Виолончельная соната была написана в 1949 году для Мстислава Ростроповича).

«Прокофьев чрезвычайно бережно относился к традиции, – отметил Александр Бондурянский, комментируя свой выбор. – В предлагаемой программе прозвучит его транскрипция вальсов Шуберта для двух роялей. Это сложно назвать переложением, скорее авторское прочтение, сделанное настолько бережно и восторженно, что поражаешься мастерству и смелому взаимодействию Сергея Сергеевича с оригинальным текстом и в то же время – трепетностью подачи. Столь же бережно Прокофьев относится к культуре других народов. Создаётся впечатление, что он настолько вживается в нее, что она становится его собственной. Это ощущается и в “Увертюре на еврейские темы”, и в Квартете №2, где композитор цитирует кабардино-балкарский фольклор. Кроме того, конечно  Прокофьев – сказочник. В программу включена вокальная партитура “Гадкий утенок” по сказке Андерсена, сделанная тонко, поэтично и захватывающе интересно. Каждый раз, когда я аккомпанирую певице, то иногда ловлю себя на том, что хочется просто слушать, как разворачивается музыкальное повествование этой истории.

Говорить о мастерстве Прокофьева можно бесконечно – он равновелик в самых разных жанрах. И как создатель таких монументальных фресок, как Виолончельная соната (где находится место и героике, и юмору, снимающему «ложный пафос»), и как автор лаконичных, «карандашных» зарисовок – я имею ввиду «Мимолетности» для фортепиано соло. Мало кому удалось бы в таких миниатюрах запечатлеть сценки, поражающие точностью образов и ёмкостью содержания. Неслучайно эпиграфом к этому циклу выбраны строчки К. Бальмонта: “В каждой мимолетности вижу я миры, полные изменчивой радужной игры”. Я очень рад, что мои коллеги откликнулись на мое приглашение принять участие в этой программе, которая, надеюсь, вызовет интерес и сопереживание слушателей».

Эта эффектная программа объединила вокруг себя известных российских музыкантов. Партнерами и единомышленниками Александра Бондурянского станут: народный артист России Михаил Уткин (виолончель), солистка театра «Новая опера имени Е.В. Колобова» Анастасия Белукова (сопрано), заслуженный артист России Евгений Петров (кларнет), лауреат международных конкурсов Ирина Селиванова (фортепиано), а также Государственный квартет имени С. С. Прокофьева.