В моем конце мое начало События

В моем конце мое начало

Интернет-проект Союза композиторов России «Начало времени композиторов»

В конце марта Союз композиторов России предпринял амбициозную акцию – запустил на своем youtube-канале проект «Начало времени композиторов»: цикл «странных» интервью с российскими композиторами разных поколений и направленностей.

Продюсером выступили Карина Абрамян и Антон Танонов, режиссером – Александр Артёмов, видеохудожниками – Катерина Мельникова и asp_id.

Передача выполнена в эстетике DIY: два персонажа сидят перед ноутбуком, в центре – экран условного телевизора, в котором показывают ту же передачу «в уменьшении». Таким образом все это превращается в бесконечный фрактал, точнее – фрактальную воронку (телевизор в телевизоре, а в нем – еще телевизор): изображение все время «наплывает» на зрителя, а в центре в это время зреет новый экран. Ведущая же – молодой композитор Настасья Хрущёва – здесь превращается во что-то вроде безумной говорящей головы или спятившего робота: она в быстром темпе читает вопросы с ноутбука и никак не реагирует на ответы.

Название очевидно намекает на культовую книгу композитора Владимира Мартынова «Конец времени композиторов» (2000): в ней он описал современность как эпоху, в которой сама фигура композитора перестает существовать, а композиция как способ создания уникального и оригинального opus’а теряет смысл. Передача при этом не занимается ни утверждением, ни опровержением этого тезиса, скорее она задает бесконечный вопрос – есть ли место композитору в сегодняшней реальности.

Фрактальность есть уже в анонсе. Как заявляют создатели, «передача “Начало времени композиторов” – способ, которым Союз композиторов заявляет о начале времени композиторов. В каждом выпуске композитор будет задавать вопросы композиторам. А композиторы будут отвечать на вопросы композитору. И все это вместе будет обозначать эпоху начала времени композиторов».

Вопросы ведущей не ограничены только музыкальной тематикой: так, известный композитор и кинокомпозитор Юрий Красавин рассказал о том, как помогает ему кот и как на него влияет интернет, а молодой композитор и скрипач Артур Зобнин – о том, как он понимает петербургский текст и какое видео дачного дождя он выложил в своем Инстаграме (запрещен в РФ).

В конце интервью Настасья задает несколько многословных и риторических по своей сути вопросов о танце, каждый раз делая это по-новому:

«В нашем посткапиталистическом обществе основным товаром в глобальном культурном супермаркете является танец, танец не как эстетическая категория, а как глобальная практика и открытие тела. Поэтому скажите, Артур, можно ли под вашу музыку танцевать? Подходит ли она для танца, Артур, ваша музыка?»

или:

«Сегодня все больше говорят о том, что на место ризомы приходит цветок, на место постмодернистской холодности приходит новая уязвимость, а на место отживающего композиторского опуса приходит принадлежащий всем танец. Сегодня все чаще можно услышать, что танец – единственное действо, уместное на похоронах метанарративов. Поэтому скажите, Юрий, можно ли под вашу музыку танцевать?»

После чего мы видим танцующего под свою собственную музыку композитора – и в этот момент герой интервью становится в самом деле новым героем, или по крайней мере мемом (камера наезжает на лицо: долгий крупный план, долго звучит музыка, долгий танец).

Так традиционное в своей основе интервью (ведущая задает вопросы, композитор дает ответы) оборачивается здесь постмодернистским вывертом: сначала оно кажется троллингом, обнуляющей акцией – Настасья до абсурда долго и в быстром темпе зачитывает полную творческую биографию собеседника, в конце же оборачивается оммажем композитору, приношением его музыке и ему самому.

На фоне разговора все время (вплоть до финального «вознесения» композитора в космос) звучит полонез Огинского, что одновременно выглядит издевкой над композиторами и – превращает всю передачу в какой-то сентиментально-психоделический трип.

Для Союза композиторов России как официальной организации такая экспериментальная передача – конечно, эстетически смелый и даже провокационный шаг. В то же время форма соблюдена: вопросы задаются, ответы звучат, композиторы сидят друг напротив друга, а старый телевизор – как эстетический объект и своеобразное «хюгге» передачи – сообщает этому проекту последовательность, фундаментальность и даже какой-то своеобразный новый академизм.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории