Новая традиция родилась год назад, когда представитель знаменитой дирижерской династии, художественный руководитель Новосибирского театра оперы и балета, главный дирижер Красноярского театра оперы и балета Дмитрий Юровский обратился с инициативой к ректору Московской консерватории имени П.И. Чайковского – учредить две именные стипендии в память об отце, Михаиле Юровском: «Он окончил консерваторию по двум факультетам – как теоретик-музыковед и как дирижер. И в особенности в последние годы жизни он старался делать совместные проекты с консерваторцами – концерты, мастер-классы. Это важно с точки зрения преемственности поколений».
Награждение состоялось на сцене Большого зала консерватории, как увертюра к репетиции Государственного симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова. Выбор момента также символичен. Десять последних лет Михаил Юровский много раз выступал с Госоркестром в России и за рубежом. «Магия его таланта заставляла по-новому звучать давно знакомые произведения Моцарта и Малера, Мендельсона и Прокофьева, Чайковского и Шостаковича и открывала редко кем читаемые музыкальные страницы. Он был настоящим другом Госоркестра», – признаются артисты и руководство коллектива.
Слова напутствия студенту пятого курса научно-композиторского факультета Никите Зятикову и ассистенту-стажеру кафедры оперного-симфонического дирижирования Артемию Великому произнес ректор Московской консерватории Александр Соколов: именно им выпала честь получить сертификаты на 100 тысяч рублей. В свою очередь Дмитрий Юровский пожелал, чтобы эти премии принесли ребятам удачу и стали своего рода талисманом в развитии карьеры, как это произошло у стипендиатов прошлого года – музыковеда Глеба Конькина и дирижера Ивана Никифорчина.
Справка
Патриарх дирижёрской династии Михаил Юровский (1945–2022) – сын композитора Владимира Юровского и внук дирижера Давида Блока. Получил образование в Московской консерватории, которую окончил по классу оперно-симфонического дирижирования у Л. Гинзбурга и как музыковед у А. Кандинского. Еще в студенческие годы он был ассистентом Г. Рождественского в Большом симфоническом оркестре Центрального телевидения и Всесоюзного радио. В 1970–80-х годах работал в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, регулярно дирижировал спектаклями Большого театра. С 1978 года — постоянный приглашенный дирижер берлинской Komische Oper. В 1989 году Михаил Юровский с семьей покинул СССР, заняв должность постоянного дирижера дрезденской Semperoper. В дальнейшем был художественным руководителем и главным дирижером Филармонического оркестра Северо-Западной Германии, главным дирижером Лейпцигской оперы и Оркестра Западногерманского радио в Кельне, главным дирижером берлинской Deutsche Oper и главным приглашенным дирижером симфонического оркестра Берлинского радио. Сотрудничал с ведущими коллективами и оперными театрами мира. Его репертуар насчитывает десятки названий.
Обширная дискография маэстро включает киномузыку, оперу «Игроки» и полное собрание вокально-симфонических произведений Шостаковича; оперу «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова; оркестровые сочинения Чайковского, Прокофьева, Резничека, Мейербера, Легара, Кальмана, Рангстрема, Петтерсон-Бергера, Грига, Свенсена, Канчели и многих других. Он записывался с различными оркестрами, в т.ч. Немецким симфоническим оркестром Берлина и симфоническим оркестром Берлинского радио, оркестром Романдской Швейцарии.
В 1992 и 1996 годах Михаил Юровский получил премию немецких музыкальных критиков, в 2001 году номинирован на “Грэмми” за 3 CD с оркестровой музыкой Римского-Корсакова с оркестром RSB. В 2017 он снова был удостоен премии немецких музыкальных критиков в за интерпретацию сочинений Шостаковича, Пярта и Вайнберга, исполненных с Дрезденской государственной капеллой на Международном фестивале Шостаковича в Горише.