В Москве прошел III Международный симпозиум индустрии звукозаписи академической музыки

10.12.2025
В Москве прошел III Международный симпозиум индустрии звукозаписи академической музыки

Мероприятие, организованное Российским музыкальным союзом, состоялось при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Звукорежиссер, преподаватель кафедры музыкальной звукорежиссуры РАМ имени Гнесиных и Института современных искусств Илья Донцов поделился секретами записи камерной музыки на концерте и в студии. Он подробно остановился на том, как адекватно отразить в фонограмме ближний план, передающий тембр, дальний план, характеризующий помещение, где звучит музыка, и главный план. По его словам, важно обращать внимание на угол записи, чтобы крайние звуки не «прилипали» к колонкам.

«В камерной музыке очень важно компенсировать задержки. Некоторые коллеги не считают это необходимым. Все дело в том, что люди, занятые оркестровыми записями, сталкиваются с задержками в диапазоне от 5 мс и выше, и там гребенчатый фильтр не так заметен на слух. У нас же в камерной музыке задержки от 1 до 4 мс, и они попадают ровно в тот диапазон, где мы очень хорошо слышим гребенчатый фильтр. Если вы записываете камерные составы с ближними микрофонами, то с задержками придется работать», – отметил Илья Донцов.

Ассистент-стажер ВГИК, звукорежиссер и супервайзер Алексей Быстрых рассказал об ИИ-системах, которые могут быть полезны в работе с музыкой. Он напомнил, что помимо известных генеративных нейросетей вроде Suno или Mubert существуют нейросети сверточные, рекуррентные, транскрипционные. Последние часто справляются с расшифровкой аудиофайлов лучше привычной Pro Tools. «Да, нейросети вполне могут порождать всевозможный брейнрот. Но ведь и ядерная энергия используется для разрушительных целей. Плохой музыки полно и без нейросетей. ИИ же может быть очень полезен. Это не спиннер, и он никуда не укатится, а еще он никого не заменит. Напротив, нейросети могут здорово помочь»,  рассказал Алексей Быстрых.

Параллельно с ИИ-индустрией, в ряде случаев готовой минимизировать участие музыкантов, активно развивается противоположный тренд, связанный с живым звуком. Пианист, звукорежиссер Московского концертного зала «Зарядье» и коллектива Imperialis Orchestra Евгений Поцикайлик рассказал об особенностях звукоусиления в акустических залах вроде Венской филармонии, Концертного зала имени Уолта Диснея или московского «Зарядья»: «Акустический концертный зал – это помещение, которое специально спроектировано для исполнения музыки без электрического усиления. Даже материалы отделки подбирают исходя из того, как они поглощают звуковые волны. Скидку делают даже на звукопоглощение человеческого тела. Реверберация пустого “Зарядья” кардинально отличается от “Зарядья” при аншлаге».

Релевантный звук играет важную роль в технологиях погружения, таких как виртуальная или дополненная реальность. Собственно, амбисоник-системы появились еще в 1970-е годы, однако к 1990-м растеряли популярность, так как их негде было применять. Новый расцвет технология записи объемного 360° звука пережила с появлением всевозможных шлемов и очков для VR-опыта, рассказал ведущий звукорежиссер Московской филармонии Валентин Смирнов: «Слушатель становится актором. Он активно участвует в том, как воспринимает партитуру. Он может слышать музыку так, как ее слышал композитор».

Объемному звуку как части иммерсивного опыта было посвящено и выступление главы AES Immersive Audio Academy, основателя компании Andrés Mayo Mastering & Immersive Audio Андреса Майо: «Восемь-десять лет назад мы думали, что будущее контентных отраслей за VR. Однако это будущее так и не наступило. Думаю, проблема во многом в том, что аксессуары вроде шлемов оказались слишком громоздкими. Уверен, с появлением удобных девайсов, а то и нейроимплантов, ситуация изменится. А самое главное, нужно понимать, что для технологий погружения слух даже важнее зрения, ведь мы не можем видеть то, что у нас за спиной, а слышим мы буквально на 360°».

«Иммерсивный» звук уже активно используется при записи живых концертов, в презентациях продуктов, представлении брендов, клипах, подкастах, образовательных проектах и виртуальных турах по городам мира, утверждает Андрес Майо. Именно объемный звук, воспроизводящий наше естественное восприятие, обеспечивает глубокое и захватывающее погружение в тот или иной опыт.