В этом году общая тема курса была сформулирована так: «СМИ в условиях форс-мажора». О том, как меняются традиции и правила, что вызывает повышенный интерес читателей в разных жизненных ситуациях, обсудила главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая в своей лекции «Музыкальная журналистика: новые вызовы профессии».
О специфике современного эфира, о том, как делается радиорепортаж в условиях удаленки, рассказала музыкальный обозреватель «Радио России» Ольга Русанова. Дарья Ганиева, корреспондент отдела специальных репортажей телеканала «Россия-24» погрузила участников семинара в тонкости создания новостного сюжета: ребята изучили терминологию, структуры сюжетов и сами попробовали написать свои варианты. Большой интерес вызвала актуальная сегодня тема «Как писать о музыке в соцсетях», предложенная Эдуардом Карякиным, главным редактором студии коммуникации «Суть медиа», VK и Telegram Союза композиторов и фирмы «Мелодия». Он предложил, в частности, следующую антитезу, в чем отличие читателей музыкальной критики от читателей соцсетей. По его мнению, «первые – это специалисты-музыковеды, сами музыканты, а также ценители и фанаты. Их задачи – узнать, что внутри, иметь тему для беседы в своем кругу, понять, что упустил, не заметил. Читатели соцсетей – люди, которые – еще не обрели интерес к музыке. Их задачи – понять, почему это интересно, как им ее слушать, научиться разбираться, открыть в себе интерес».
Участники «Журналистских читок» – студенты творческих вузов, сотрудники концертных организаций из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Уфы, Ростова-на-Дону, Воронежа, Рязани, Нижнего Новгорода, Омска, Тюмени – получили возможность посетить культурные институции столицы, чтобы выполнить творческие задания. Партнерами проекта стали Большой театра России, МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, Московский театр «Геликон-опера», Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац, Концертный зал «Зарядье», Московская филармония, Московская консерватория, Московский международный Дом музыки, ДК «Рассвет».
Перед участниками выступили специальные гости. Аудиторию приветствовал ректор РАМ имени Гнесиных, доктор искусствоведения, профессор Александр Рыжинский, отметивший важность и актуальность проекта, его широкую географию, назвав «Журналистские читки» творческой платформой. Катерина Новикова, руководитель пресс-службы Большого театра пообщалась с молодыми коллегами, рассказала о том, в чем заключается работа пресс-секретаря, как составляется Дайджест новостей о Большом театре и т.д.
На вручении сертификатов участники поделились своими впечатлениями. Как сказала Айша Хасаншина из Уфы, «считаю, что главное достоинство “Читок” как проекта, – многогранная программа. Мы шли учиться журналистике, но узнали и про радио, телевидение, и как писать о музыке в интернете для людей, которые никогда про классику не слышали. Научиться этому – большое везение». Вольнослушатель Алла Занорина, приехавшая из Саратовского музыкального колледжа, высказала слова благодарности: «По окончании курса я поняла, как многого я не знаю о музыке. И это огромная мотивация учиться, развиваться. Искренне говорю, что после этих “Читок” я буду совсем другим человеком». А Евгения Породина, сотрудник Рязанской филармонии, призналась: «До того, как увидела анонс “Читок”, я хотела уйти из профессии. Но участие в проекте стряхнуло с меня “пыль”, показало, что профессия у меня ценная, и мне захотелось в ней дальше работать».
Всероссийский семинар-практикум «Журналистские читки» организован для молодых журналистов, музыковедов и культурологов Ассоциацией музыкальных журналистов Российского музыкального союза при поддержке Союза композиторов России и критико-публицистического журнала «Музыкальная жизнь».