В нарушение законов природы События

В нарушение законов природы

В венском театре «Ан-дер-Вин» состоялась премьера оперы Леоша Яначека «Енуфа». Это последняя постановка в здании театра, который закрывается на ремонт на долгие два года.

Постановка «Енуфы» – это также последняя оперная премьера эры интенданта Роланда Гайера, который занимал этот пост с 2006 года. Новым интендантом театра станет норвежский оперный режиссер Штефан Херхайм. Несмотря на грядущие два года ремонта, театр не прекратит работу, но временно переедет в одно из зданий музейного квартала. Кроме того, продолжит работать камерная сцена театра, которая занимает отдельное помещение в центральном районе.

В новой постановке оперы Яначека история сельской девушки Енуфы рассказывается из перспективы ее мачехи: о минувших событиях она вспоминает уже за воротами тюрьмы, куда попадает за убийство сына Енуфы. Стилистически режиссер Лотте де Бер (в сентябре она возглавит другой венский театр – Народную оперу) решает спектакль между реализмом и национальным фольклором: сцены бедного деревенского быта, напоминающие ранние феллиниевские фильмы, перемежаются с картинками народных гуляний и вкраплением обрядовых масок – от веселых и волшебных до мрачных и пугающих. В видениях мачехи проходят процессии мистических существ в ку-клус-клановских колпаках, ведущих позорным шествием беременную грешницу; козочками и лешими наряжается молодежь на свадьбе Енуфы и Лацы; круглой маской смерти оборачивается луна в тот момент, когда мачеха топит незаконнорожденного внука под водой. Суеверия и суровая правда жизни, суд людской и суд Божий – все смешивается на сцене и в головах героев оперы.

Светлана Аксенова – Енуфа, Нина Штемме – Дьячиха

Яркими нитями фольклорных интонаций прошита и эмоциональная партитура Яначека. Как это принято в последние годы, музыкальный руководитель и дирижер спектакля Марк Альбрехт обращается не к более поздней пражской редакции партитуры Карела Коваржовица, а к оригинальной композиторской версии 1908 года. Яначек несколько раз переписывал партитуру после премьеры своей первой оперы в 1904 году, многое было изменено, но что осталось неизменным – постоянные музыкальные и текстовые повторы, наполняющие оперу, имеющие очевидную фольклорную природу. Душераздирающую историю всеобщего несчастья (не найти в этой опере ни одного счастливого персонажа) Яначек воплощает с характерной для него лирической нежностью и светлым очарованием. Его музыка так жива, естественна, что дирижер Марк Альбрехт то подтанцовывает на синкопах, то с нескрываемой страстью отдается мощным оркестровым кульминациям. И Симфонический оркестр Венского радио следует за ним с той же отдачей: живыми персонажами в оркестре возникают нервные соло скрипок, барабанная дробь, тревожный ксилофон и нежные колокольчики.

Отдельная большая удача спектакля – отличный подбор солистов. Звонкий и харизматичный тенор Павол Бреслик в партии Штевы; поначалу слегка приглушенный, но расцветающий с каждой сценой лирический тенор Павел Чернох (кстати, уроженец города Брно, в котором состоялась премьера оперы) в партии Лацы. И конечно, две прекрасные дивы – Светлана Аксенова в роли Енуфы и Нина Штемме в роли ее мачехи, Дьячихи. Легкое звенящее сопрано Светланы Аксеновой и плотное драматическое сопрано Нины Штемме, прославившейся исполнением оперных партий Вагнера и Штрауса, как нельзя более точно передают образы двух разных женщин, соединенных друг с другом общей судьбой и общим несчастьем. Две главные кульминации спектакля – дуэт суровой Дьячихи с несостоявшимся женихом падчерицы, которого она униженно умоляет признать незаконнорожденного сына, и сомнамбулическая ария Енуфы, в которой она молится о будущем своего малыша. На фоне арии Енуфы мы видим ее мачеху с младенцем на руках, пытающуюся побороть свои человеческие инстинкты в пользу суровых общественных норм. Страшная сцена страшного преступления из благих намерений.

Павол Бреслик – Штева, Светлана Аксенова – Енуфа

В интервью режиссер спектакля Лотте де Бер говорит о бесчеловечной системе координат, в которой происходит действие «Енуфы». «На основе сложившейся в обществе системы человек перестает различать Зло и Добро в его самых простейших формах… Добро состоит в том, чтобы прислушиваться к нежному дыханию беззащитного существа, которое нужно любить и оберегать, – то, что ощущает любой человек. Но когда возникают законы, которые так жестки, что отменяют все естественное, тогда мы и оказываемся в такой бесчеловечной ситуации, даже если эти законы возникли из потребности защиты человеческой жизни». Возможно, потому, что в дни, когда в одной из европейских стран идут военные действия и рушится еще вчера прочная картина мира, трудно сосредоточиться на чем-то другом, эта цитата самым прямым образом резонирует с сегодняшним настроением. Так что, наверное, это и есть та главная мысль, о которой нам всем стоит задуматься прямо сегодня.

Так берегись любви моей События

Так берегись любви моей

В Москве отметили юбилей со дня премьеры «Кармен» Бизе

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы