Союз композиторов России и московское издательство «КОМПОЗИТОР» представляют первое издание экспериментального сочинения Михаила Матюшина — «Композиции в четвертях тона для скрипки в сопровождении фортепиано» (1923). Спустя 100 лет после создания оно впервые прозвучит перед широкой аудиторией 12 мая в 19:00 в нелектории «Мелодия» (Новослободская, 73, стр. 1) в исполнении Станислава Малышева (скрипка) и Наталии Черкасовой (фортепиано).
Михаил Васильевич Матюшин (1861–1934) — композитор и лидер русского авангарда, скрипач, художник, педагог и исследователь. В историю музыки он вошел как автор футуристической оперы «Победа над Солнцем» (1913). Но остальное его композиторское наследие долгие годы оставалось практически неизвестным. В том числе 100 лет была неизданной «Композиция в четвертях тона для скрипки в сопровождении фортепиано» (1923) — этапное произведение Матюшина, сконцентрировавшее его находки в сфере микрохроматики.
Автор-составитель настоящего издания – кандидат искусствоведения, музыковед и культуролог Сергей Уваров – обнаружил в архиве Рукописного отдела Пушкинского дома РАН полный комплект черновиков и чистовиков произведения Михаила Матюшина. По ним была осуществлена редакция и сделан нотонабор «Композиции». Издательство «КОМПОЗИТОР» публикует ноты (партитуру и скрипичную партию в виде вкладки), дополняя их факсимильным воспроизведением чистовиков Матюшина.
Также издание содержит вступительную статью Сергея Уварова «Первый из будетлян. Микрохроматика Михаила Матюшина». В исследовании подробно рассказывается о всех известных на данный момент четвертитоновых произведениях композитора, прослеживается его творческая эволюция и приводятся черновики сочинения. Кроме того, автор текста рассматривает впервые обнаруженные черновики музыки из оперы «Победа над Солнцем», о существовании которых прежде не было известно.