В ночь лунного затмения События

В ночь лунного затмения

В Башкирском театре оперы и балета обратились к национальной опере

Опера «В ночь лунного затмения» – один из признанных шедевров башкирской музыки XX века. Ее автор, композитор Салават Низаметдинов, – личность уникальная. Будучи от рождения незрячим, он сумел реализовать свои таланты в полной мере: стал успешным и признанным композитором, чьи сочинения завоевывали премии на конкурсах, исполнялись и ставились, а сам он с конца 1980-х годов был популярен как автор эстрадных песен. Оперу «В ночь лунного затмения» Салават Низаметдинов создал на основе одноименной пьесы классика башкирской литературы Мустая Карима. И автор благословил композитора и его соавтора-либреттиста Рустэма Галеева. Другим важным участником рождения оперы стал дирижер Валерий Платонов, который помог Салавату Низаметдинову практическими советами, внося исполнительские ретуши в инструментовку. Он же стал музыкальным руководителем первой постановки в 1996 году, прошедшей с огромным успехом. Она держалась в репертуаре Башкирского театра до 2018 года, и вот сейчас у директора Александра Алексеева возникла идея вернуть национальную классику, и для этого он позвал в соратники молодого режиссера Ляйсан Сафаргулову.

Журнал уже писал о ней как о победительнице конкурса «Нано-Опера» и режиссера спектакля «Евгений Онегин» здесь же, в Уфе, где Ляйсан показала себя неординарно мыслящей, уверенно владеющей своей профессией и умеющей вести взвешенный диалог с классическим наследием. И ее новая работа усилила это впечатление.

Сюжет оперы – история, написанная в духе башкирского эпоса, о судьбе рода, где роль обычаев, религиозных догм довлеет над жизнями людей. В удачно выстроенном либретто нашлось место и любовным треугольникам, и роковой тайне – богатая байбиса Танкабика, управляющая после смерти мужа родом, не безгрешна. Когда-то она изменила мужу и родила ребенка. Чтобы скрыть грех, ее служанка попросила Дервиша сделать вид, что он нашел в степи подкидыша и прийти с ним на стоянку. Танкабика усыновила его, но Диуана вырос слабоумным. Этот персонаж, блестяще воплощенный приглашенным солистом из Москвы Василием Ефимовым, близок Юродивому из «Бориса Годунова»: Диуана немного блаженный, говорящий иносказаниями, за которыми скрывается разящая правда. У Василия Ефимова, потрясающего характерного тенора, роль укрупнилась: его Диуана вездесущ, и если он не поет, то присутствует как свидетель и жестами, позами, мимикой реагирует на происходящие события. Это удачный режиссерский ход, придающий бытовой драме черты символистского театра. Пойдя по этому пути и в сценографии, Ляйсан Сафаргулова вместе с художником-постановщиком Екатериной Малининой отказалась от этнографической конкретики: пустая сцена с круглыми площадками-подиумами, залитый ровным светом задник с аркой-падугой. Когда зловещий Дервиш напоминает Танкабике о ее преступлении, то сверху спускаются зеркала, блики которых усиливают мистическую атмосферу. «Мы отталкивались от идеи круга как символа – замкнутого пространства, в котором происходит действие, луны, которая предвещает несчастье», – говорит режиссер.

Дервиш в восточной культуре – это странствующий монах, но здесь он обретает дьявольские черты, по крайней мере, так его играет Артур Каипкулов. Показалось вначале, что эта роль не совсем для его голоса и не везде удобна по тесситуре. Но в сценах, где он угрожает Танкабике, требует отдать ему невестку Шафак, в которую влюбился, певец достигает большого драматического накала и звучит с впечатляющей силой. Дервиш становится злым гением, «черным человеком», нагнетающим напряжение: он грозится «потушить луну», и отсюда и название оперы: «В ночь лунного затмения».

Страсть – запретная и возвышенная – сердцевина сюжета. Средний сын Акъегет собирался жениться на юной Зубаржат, но когда его старший брат Юлмурза не вернулся с войны, то аксакалы потребовали последовать старинному обычаю и жениться на оставшейся вдовой Шафак, а Зубаржат выдать за младшего брата, двенадцатилетнего Ишмурзу.

Тенор Азамат Даутов показывает сложную трансформацию, которую претерпевает Акъегет. Из беспечного влюбленного юноши он в одночасье становится мужчиной, которому приходится делать сложный выбор между необходимостью почитать старших и законы адата и потребностью быть свободным, счастливым и распоряжаться своей жизнью самому.

В опере дана галерея женских образов. Танкабика у Любови Буториной – властная, самодостаточная, царствующая над своей семьей, а затем разрушающая жизни своих детей. Диуана рассказывает притчу об орлице, которая приносит в жертву одного из своих птенцов, и она оказывается пророческой метафорой. Для Ларисы Ахметовой в Шафак самое главное – ее жажда любви. Она с искренней болью повторяет слова: «Ведь я живая», когда Акъегет говорит ей, что никогда не полюбит ее. Диляра Идрисова, чья сфера творческих интересов связана с барокко, раскрывается в новой ипостаси в роли Зубаржат, для которой требуются романтические краски. Все три певицы очень органичны и прекрасно звучат, наделяя своих героинь искренними эмоциями: кажется, что это голос крови, который заставляет говорить в них музыка Низаметдинова.

Ход сюжета сосредоточен на личных драмах героев, поэтому массовых сцен здесь не так много. Хор, как в античном театре, оказывается комментатором: после того, как Шафак разбивает чашу во время помолвки Акъегета и Зубаржат, неожиданно звучит хоровое фугато «Пусть недобрая примета хорошей обернется стороной». Интересно придумано поставить в одном из эпизодов хор на верхние яруса: зрители не сразу понимают, откуда звучат голоса, которые проникновенно, словно с небес, возвещают истину.

Несомненно, главным открытием стала музыка Салавата Низаметдинова – иногда остро диссонантная, приближающаяся к экспрессионизму в духе «Воццека» Берга, иногда открыто певучая, когда герои признаются в любви. Есть в ней и элементы пентатоники, натуральных ладов, но все это без лубочности, без нарочитой стилизации – перед нами серьезная партитура композитора конца XX века.

То, как красочно, разнообразно звучал симфонический оркестр театра – заслуга Валерия Платонова, вновь совершившего чудо рождения этой оперы. Тщательность, с которой проработана каждая сцена, точный баланс, помогают оценить все достоинства музыки. Дирижер рассказал, что позволил сделать несколько купюр, чтобы добиться динамичности развития сюжета. Среди них – повторение наивной песенки о звездах, напоминающих два сердца, которую в начале оперы поет Ишмурза. В конце так и просится эта арка, которая подчеркнула бы масштаб трагедии. Мир некогда процветающей семьи рушится: Акъегет, восставший против воли аксакалов и матери, объявляет, что больше не расстанется с Зубаржат, и их изгоняют прочь, в степь, возможно, обрекая на смерть. Танкабику, узнав правду о ее проступке, сородичи забрасывают камнями (и эта сцена, здорово сделанная режиссерски и сыгранная хором, впечатляет ритуальной жестокостью). Оставшиеся сиротами Диуана и Ишмурза уходят в лунную ночь, оставляя потрясенных зрителей размышлять и осмыслять драму, не оставившую никого равнодушным. Спектакль – несомненная удача всего коллектива театра, и, возможно, ее смогут увидеть и столичные меломаны: театр регулярно бывает в Москве, а впереди планируются и гастроли в Казахстане, о чем рассказал художественный руководитель Аскар Абдразаков. Свежее название, презентующее национальное искусство, – сильный козырь, который театр не упустит возможности использовать.

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»

Итальянские сезоны Гергиева События

Итальянские сезоны Гергиева

В Мариинском театре поставили редкую оперу Верди «Эрнани»

Денис Хоров и Александр Веретенников: Фестиваль – высота, которую мы взяли вместе События

Денис Хоров и Александр Веретенников: Фестиваль – высота, которую мы взяли вместе