В феврале 2023 года Президент РФ Владимир Путин предложил изменить систему высшего образования в России – вместо действующей Болонской системы вернуться к традиционному сроку обучения в высших учебных заведениях (от четырех до шести лет). В связи с этим появляется необходимость выработать стратегию развития театрального образования, которое имеет уникальную специфику, часто не совпадающую с распространенными образовательными стандартами.
Для обсуждения способов решения проблемы Комиссия Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия и Общественный совет при Министерстве культуры РФ собрали круглый стол «Театральное образование в эпоху вызовов и перемен». В дискуссии приняли участие ректоры и преподаватели ведущих театральных вузов, издатели периодических специализированных изданий, включая журнал «Музыкальная жизнь», искусствоведы, члены творческих союзов. Среди спикеров – ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС) Григорий Заславский, композитор Александр Чайковский, народный артист России Евгений Князев, ректор Высшего театрального училища имени М.С.Щепкина Борис Любимов, худрук МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель, музыковед Сергей Буланов и другие.
Председатель комиссии Общественной палаты РФ Ирина Великанова отметила, что «пилотный проект по реформе образования будет проходить в российских вузах с 2023 по 2026 год». Планируется, что введут два уровня высшего образования: базовое (4-6 лет) и специализированная магистратура (до 3 лет). На данный момент известно, что театрального и художественного образования в целом на первом этапе перемены не коснутся, поэтому необходимо воспользоваться временем для формирования соответствующих пожеланий от специалистов.
Председатель Общественного совета при Министерстве культуры РФ, и. о. заведующего кафедрой сочинения Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Александр Чайковский рассказал, что переход России к Болонской системе образования вызывал недоумение даже у представителей самого Болонского университета. По словам Александра Владимировича, на одном из форумов, посвященных этому процессу, зарубежные коллеги спрашивали: «Мы в своих университетах преимущественно готовим слушателей – посетителей концертных залов и театров, а вы готовите профессиональных исполнителей, зачем вам Болонская система?» Именно поэтому сегодня чрезвычайно важно понять, как в дальнейшем будет развиваться театральное образование.
Первый заместитель председателя комиссии ОП РФ, ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС) Григорий Заславский считает, что роль классического образования, в том числе в сфере театрального искусства, – «это воспитание не только специалиста, но и личности; это то, что было в классическом российском и советском университетском образовании».
Ответственный секретарь журнала «Музыкальная жизнь» музыковед Сергей Буланов в рамках выступления предложил организовать подробную и тщательную проработку образовательных программ, поскольку многие из них ощутимо устарели. Например, вузовская программа «сольное пение» не соответствует требованиям современного театра (недостаточное количество часов на специальность, отсутствие в вузах специалистов по фонетике и исполнительским стилям, нелогичность репертуарных планов).
Эксперты сошлись во мнении, что в рамках предстоящей реформы чрезвычайно важно сделать акцент на пятилетнем специалитете, сохранив при этом разнообразие программ по магистратуре, особенно по тем специальностям, где такая форма обучения дает хорошие результаты, в том числе в качестве дополнительного образования.
Участники дискуссии говорили и о том, что за последние годы в России появилось огромное количество вузов, которые готовят театральных специалистов, не имея при этом никакого опыта. Речь шла о непрофильных вузах, выпускающих специалистов низкого уровня.
Также обсуждались вопросы оплаты труда преподавателей художественных вузов и неудовлетворительный размер стипендий студентов, трудоустройства выпускников в регионах и необходимость дополнительной государственной поддержки молодым театральным деятелям (введение дополнительных грантов), о качестве отбора поступающих и цифрах приема.
По итогам круглого стола будет создан документ – рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по вопросу образовательной реформы.