В Перми продолжаются репетиции мировой премьеры оперы Бартока с прологом и эпилогом Валерия Воронова

11.11.2022
В Перми продолжаются репетиции мировой премьеры оперы Бартока с прологом и эпилогом Валерия Воронова

Спектакль, над которым работают режиссер Евгения Сафонова и дирижер Федор Леднёв, будет впервые показан 18 и 19 ноября. Проект реализуется при поддержке Aksenov Family Foundation.

Единственная опера Белы Бартока традиционно ставится на сцене в один вечер с другими одноактными операми, которые, однако, крайне редко объединяются с партитурой Бартока сквозным музыкальным и театральным решением. По замыслу музыкального руководителя спектакля Федора Леднёва и режиссера Евгении Сафоновой, в Пермской опере «Замок герцога Синяя Борода» прозвучит в обрамлении пролога и эпилога, написанных специально по заказу театра Валерием Вороновым (р. 1970, Беларусь/Германия).

Федор Леднёв, дирижер-постановщик:

— Продолжительность звучания «Замка герцога Синяя Борода» — чуть меньше часа. Каждая новая постановка этой оперы бросает театру вызов — с каким другим названием объединить партитуру Бартока? — и с необходимостью примирять несколько абсолютно разных музыкальных миров. Но спектакль должен рассказывать единую, цельную историю — а добиться этого можно было, лишь уйдя от ситуации встречи двух независимых друг от друга произведений. Так совместно с режиссером Евгенией Сафоновой у нас родилась идея заказа новой партитуры, которая выстраивала бы систему связей с подлинником Бартока. Музыкой Валерия Воронова я дирижирую еще с начала 2000-х — мне нравится его непохожесть на других, оригинальность творческого поиска, то, как он работает со звуком. Сочинение Воронова обрамляет исполнение «Замка герцога Синяя Борода»: интонация, гармония, оркестровка Бартока полунамеками проступают на его поверхности — точь-в-точь как изображение, постепенно возникающее на фотопленке во время ее проявки.

Евгения Сафонова, режиссер-постановщик:

— «Замок герцога Синяя Борода» начинается, что называется, с места в карьер: вся экспозиция фактически остается за кадром. Мне казалось, что если мы откроем спектакль музыкой Бартока, то просто лишим зрителя возможности подключиться к ней, прочувствовать то, как развивается музыкальная ткань. «Замку» нужна была, если угодно, взлетная полоса — так возникла идея с прологом, который будет определенным образом подготавливать, настраивать восприятие партитуры Бартока. Пролог образует пространство, позволяющее перестроиться, отбросить бытовую реальность и подготовиться к погружению в мир Бартока — и музыкально, и концептуально.

Валерий Воронов, композитор:

— Я не хотел писать так же, как Барток — у меня бы этого никогда и не получилось. Мне, скорее, интересно было очутиться внутри его головы, его тела, понять, каково это. Подобный процесс можно сравнить с работой хорошего актера, которому предстоит сыграть большую роль — и он пытается стать, к примеру, Ричардом III, понять, как мыслит, как чувствует этот персонаж. Если совсем упрощать, то я разобрал партитуру Бартока на мельчайшие детали, разложил их на рабочем столе — и собрал заново в новую конструкцию. В основном это была работа с синтаксисом: я брал микрофрагменты «Замка герцога Синяя Борода», какие-то увеличивал, какие-то сужал, но так или иначе сочинял из них то, что хотел.

К премьере спектакля приурочен очередной цикл «Лаборатории современного зрителя» — публичной программы Пермского театра оперы и балета. В рамках нее 13 ноября в театре пройдет лекция театроведа Татьяны Джуровой, которая будет посвящена театру Сафоновой — одному из самых примечательных феноменов российской драматической сцены наших дней. Татьяна Джурова расскажет о том, как устроены ключевые постановки Сафоновой — «Братья», «Медея», «Аустерлиц», «Бесчестье», — а также о европейской и российской режиссуре драмы, переизобретающей звук и предпочитающей углубленную работу с актером спецэффектам, в том числе о спектаклях Хайнера Геббельса, Сьюзан Кеннеди и Елизаветы Бондарь.

Также 13 ноября в кинотеатре «Премьер» (Пионерская 17, зал 4) будет показан спектакль Евгении Сафоновой «Медея», поставленный в Театре им. Ленсовета в 2018 году.

14 ноября в культурном пространстве «Часовой завод» (Чернышевского, 28) состоится паблик-ток Воронов/Леднёв/Ренанский. Где можно будет найти ответы на вопросы: «Как музыка, написанная в 2022 году, взаимодействует с партитурой 1911 года? Как устроена опера Белы Бартока? В чем специфика интерпретации музыки XX—XXI веков?» — у дирижера и музыкального руководителя постановки Федора Леднёва, композитора Валерия Воронова и программного директора Пермского театра оперы и балета Дмитрия Ренанского.

15 ноября в хоровом классе Пермского театра оперы и балета состоится лекция «Истории с Бородой». О гениальной и завораживающей музыке Бартока, а также о самых эффектных и изобретательных режиссерских решениях XXI века расскажет хорошо знакомый пермскому зрителю Илья Кухаренко — театральный критик и драматург.

17 ноября в культурном пространстве «Часовой завод» (Чернышевского, 28) пройдет лекция о партитурах XX и XXI веков — «Новейшая история новейшей музыки с примерами и пояснениями» музыковеда Юлии Бедеровой.

19 ноября (онлайн) Специалист по венгерской литературе, переводчик Оксана Якименко, которая выступила языковым коучем для солистов оперы «Замок герцога Синяя Борода», расскажет зрителям о том, как Синяя Борода стал героем венгерской баллады, почему оперу «Замок герцога Синяя Борода» написал именно Бела Барток, кто такой Бела Балаж и почему венгерский — такой «другой».

Постановка оперы Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» с прологом и эпилогом Валерия Воронова реализуется при поддержке Aksenov Family Foundation, в последние годы особенно интенсивно работающего в области новой музыки. Aksenov Family Foundation инициирует создание новых музыкальных произведений наиболее заметными отечественными и зарубежными композиторами новой волны и стимулирует развитие экосистемы для современной академической музыки в России.