В Пермской опере продолжаются репетиции «Путеводителя по балету»

15.11.2021
В Пермской опере продолжаются репетиции  «Путеводителя по балету»

Переосмысление традиции и движение к новым художественным рубежам — на пересечении этих векторов строится сегодня программная политика Пермского театра оперы и балета. В новом спектакле руководителя балетной труппы Антона Пимонова хрестоматийная музыка Петра Ильича Чайковского (третий акт «Спящей красавицы») встречается с новой партитурой петербургского композитора Настасьи Хрущевой, написанной специально по заказу Пермской оперы. За последние годы Хрущева зарекомендовала себя одним из центральных героев отечественной музыкальной сцены — не только ярким композитором, но и теоретиком музыки, автором ставшей бестселлером книги «Метамодерн в музыке и вокруг нее». «Путеводитель» — не первый опыт работы Хрущевой в балете: в 2020 году она стала соавтором балета «Русские тупики — II», поставленного Максимом Петровым в Мариинском театре и ставшего обладателем Национальной театральной премии «Золотая маска» («Лучший спектакль в балете»-2021).

В «Спящей красавице» Чайковский навел мост между русской музыкой, русским балетом и трехсотлетней европейской музыкальной традицией. В первой части «Путеводителя по балету» Настасья Хрущева исследует эту связь, препарируя музыку Чайковского, Баха и французского барокко и по сути продолжая работу, начатую в «Русских тупиках». Партитура писалась в тесной работе с хореографом спектакля, устроена наподобие конструктора и носит сугубо прикладной характер — в новом балете Хрущева сыграла роль современного Цезаря Пуни.

Автором сценографии спектакля стал Степан Лукьянов — известный российский художник и дизайнер, арт-директор Электротеатра Станиславский. В первой части «Путеводителя по балету» Лукьянов также реализует идею конструктора, разборки и детального изучения механизма. Автор костюмов Анастасия Нефедова и видеохудожник Илья Старилов ориентируются в своих решениях на старинную графику из танцевальных трактатов. После антракта плоское в «Путеводителе» становится трехмерным, монохромное — полноцветным, а старая хореография помещается в новый визуальный контекст. Художники пытаются воссоздать эффект, который «Спящая красавица» произвела на премьере в 1890 году, а потом на премьере реконструированного спектакля в 1999-м. Новый китч — так с долей условности можно обозначить стиль второй части «Путеводителя по балету».

Адресованный зрителям всех возрастов, «Путеводитель по балету» Антона Пимонова состоит из двух частей. Первая из них — попытка ответить на вопросы, из каких деталей состоит механизм под названием «балет», по каким законам работает это искусство и что оно способно сообщить современному зрителю. После антракта все языки и модели танца складываются воедино — исполняется третий акт «Спящей красавицы» Петра Ильича Чайковского и Мариуса Петипа, один из лучших ансамблей в истории мировой хореографии. Хореографию Петипа 1890 года также возобновляет Антон Пимонов.