В песне – жизнь ее События

В песне – жизнь ее

В Московской филармонии прошел концерт навстречу юбилею Александры Пахмутовой

«Надежда», «На трибунах становится тише», «Нежность» – эти песни слышали и знают сегодня, без преувеличения, все: и люди эпохи 1970-1980-х, выросшие на мелодиях советской эстрады, и поколение нулевых, которые ввели в культуре тренд на ностальгию, и даже зумеры, воспринимающие этот соцреализм с большим уважением. Музыка Александры Пахмутовой продолжает звучать на концертах в филармониях и на государственных праздниках, на виниловых пластинках и в айфонах, на нее делают каверы и аранжировки, она переживает новый расцвет и носит гордое звание достояния страны.

Среди всех композиторов-песенников СССР Пахмутова была и осталась самой популярной, востребованной, любимой и в «народе», и в официальных кругах. В преддверии 95-летия Александры Пахмутовой Культурный фонд ее имени при поддержке Министерства культуры организовал цикл концертов. Он открылся на родине Александры Николаевны в Волгограде: композитор лично посетила праздничные мероприятия, в том числе свой творческий вечер, где состоялась премьера новой песни «СталГРЭС», посвященной крупнейшей электростанции Сталинграда, на которой работал ее отец. Самое масштабное чествование пройдет на Исторической сцене Большого театра 9 ноября, в рождения композитора. Второй концерт цикла «В песне – жизнь моя» приняла Московская филармония, ставшая неким порталом в мир Александры Пахмутовой.

Концерт одновременно напоминал творческий вечер на «Песне года» и театрализованный спектакль (режиссер-постановщик и автор сценария – Оксана Шелест-Андрющенко), в котором объединились инструментальные композиции и песни Александры Пахмутовой, поэзия ее супруга Николая Добронравова, которую зачитывал актер Артем Пинчук, конферанс ведущего Александра Олешко, танцевальные номера от Театра танца «Рандеву» и солистки МАМТ Ксении Рыжковой, и оригинальное визуальное сопровождение.

Оно и стало изюминкой вечера: выбрав популярный выставочный формат «оживших картин», режиссер видеоконтента Владимир Стенин интегрировал огромные рисованные портреты Пахмутовой, Гагарина, советских спортсменов в локациях, о которых упоминалось в песне, чередуя с документальной хроникой тех лет и фотографиями композитора и поэта, которые проецировались буквально на стены и своды зала. Александра Николаевна, наблюдавшая за достижениями высоких технологий из зрительной ложи в первом отделении, во втором оказалась на своем привычном месте – за роялем, принимая музыкальные поздравления от целого десанта солистов и оркестров.

Программа вечера была выстроена вокруг не столь известных композиций Пахмутовой, что, безусловно, подогревало интерес. Можно утверждать, что немногие из присутствовавших слышали «Русскую сюиту» – симфоническую партитуру с аллюзиями на стилистику Шостаковича и Мясковского, и это влияние неудивительно: Пахмутова написала ее в 1952 году сразу после окончания Московской консерватории. И не каждый поклонник творчества Александры Николаевны вспомнит, как звучат Мелодия из кинофильма «Полынь – трава горькая» или «Приглашение к празднику». С этими раритетами публику познакомил Российский государственный симфонический оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки и Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной под управлением Дмитрия Дмитриенко; «компанию» им составил Центральный концертный образцовый оркестр Военно-морского флота России имени Римского-Корсакова. Коллективы подчеркнули энергичные ритмы и неукротимое «мотто» композиций Пахмутовой, неиссякаемый оптимизм, ощущаемый в восходящих секвенциях и триумфальных аккордах, – все то, что делает ее музыку узнаваемой с первых же нот. Впрочем, Екатерина Мечетина и Вадим Эйленкриг, объединившиеся в дуэт, в сопровождении Оркестра кинематографии решили пойти другим путем, предложив инструментальную версию «Ностальгии» в духе концертной фантазии.

В Московской филармонии выступили певцы как эстрадного жанра, так и ведущие солисты оперных театров, причем последние ощущали себя в этом контексте достаточно комфортно, а их исполнение не было «не из той оперы». Так, Динара Алиева взяла главный хит Александра Градского «Как молоды мы были», превратив его в арию из мюзикла, и эта интерпретация еще сильнее усилила драматический накал музыки. Василий Ладюк блистательно и вокально, и актерски представил композицию «Последние», посвященную событиям Великой Отечественной войны, а Семен Антаков и Иван Гынгазов напомнили о подвигах летчиков, проникновенно исполнив песни «Обнимая небо» и «Мне с детства снилась высота». Этот песенный парад, удивительные мини-истории о любви, дружбе, спорте, космосе, подхватили популярные поп-артисты Александр Панайотов, Марк Тишман, Мари Карне, Глеб Матвейчук, Сергей Волчков и примкнувший к ним ведущий шоу «Маска» Вячеслав Макаров, исполнивший песню железнодорожника, мечтающего не ошибиться, выбрав путь. В финале концерта к праздничной оде Пахмутовой присоединились и зрители, которые, встав со своих мест, от всей души спели «Надежду». На вопрос Александра Олешко, все ли сегодня понравилось героине вечера, Александра Николаевна Пахмутова ответила просто: «У меня было много концертов. Но так, как сегодня, никогда. Спасибо!»

Птицы певчие детского театра События

Птицы певчие детского театра

В Театре Сац состоялась российская премьера «Птиц» Вальтера Браунфельса

Как излечить повесу События

Как излечить повесу

В Национальном театре оперы и балета Осло состоялась премьера оперы «Похождения повесы» Стравинского

Экзамен на танцпригодность События

Экзамен на танцпригодность

«Кремлевский балет» представил «Раймонду» в постановке Андриса Лиепы

Между словом и музыкой События

Между словом и музыкой

В Музее Чайковского в Москве открылась выставка, посвященная «Евгению Онегину»