В поисках имени События

В поисках имени

За последний год в Самарском оперном театре, вслед за Пермью, Новосибирском и Екатеринбургом, оформились вполне четкие фестивальные амбиции – ​совсем как в уважающем себя европейском городе. У местной публики, несмотря на более легкие альтернативы досуга и курортную погоду, неспешно, но верно формируется к этим амбициям интерес.

В гигантской сталинской коробке театра, где территорию наравне с оперой делят запасники местного музея, детская хоровая школа и театр кукол, постепенно появляется пространство и для новых художественных решений. Есть также перспективы не просто их представить, но и реализовать.

Фестиваль как поле компромисса

Этой весной главным оперным событием стал фестиваль «Имена» – десяти­дневный неторопливый променад с остановками на четыре спектакля (один из них – премьерный) и финальный гала-концерт. Сделать фестивальный отрезок более интенсивным и насыщенным организаторы особо не стремятся: продолжительные паузы между событиями не подразумевают полной самоотдачи. Это может показаться странным тому, кто бывал на Дягилевском в Перми, демонстрирующем принципиально другое, нетипичное отношение и к фестивальному времени, и в целом к феномену фестиваля. Здесь все настроено на выход за границы обыденного; а сам фестиваль – средство трансгрессии, общее для современного и актуального искусства в целом. По таким законам живут Авиньон, Рурская Триеннале, Экс-ан-Прованс.

В российском региональном контексте это непопулярная стратегия. Чаще всего «фестиваль» – некая обтекаемая формулировка, кодовое название для условного события, устраиваемого для того, чтобы закрыть бюджетную статью. Или какой-нибудь мифический зверь вроде мастодонта, который держится на привычке и общем неконфликтном принятии реальности (как Шаляпинский фестиваль в Казани).

«Имена» находятся где-то в смежной области между этими двумя взглядами. В театре определенно есть люди, которые горят сделать что-то исключительное, но существуют они в обстоятельствах практически непреодолимой силы (вроде отсутствия второго состава оркестра). С этими трудностями вынуждены мириться смелые инициативы. Прошлой осенью таким сигналом активности стал фестиваль опер Пуччини – с двумя полномасштабными премьерами и продуманной лекционной программой.

С фестивалем «Имена» складывается немного другая история – последовательность событий с общим названием «фестиваль» проступает в Самарском театре каждую весну уже много лет. Внятной концепции и идеологии у него не было много лет – он жил как домашний питомец, с которым все свыклись и особо не беспокоятся.

В этом году по воле художественного руководителя – главного дирижера театра Евгения Хохлова – случилась аккуратная реновация: фестиваль получил имя собственное и, как следствие, – четко сформулированную концепцию.

За «Именами» прячется довольно привычная для регионов модель – разовые ангажементы приглашенных исполнителей. И если в Казани ее реализация выглядит сомнительно, в Самаре с выбором солистов дело обстоит значительно лучше. Совместить такую стратегию с условно экспериментальными ходами иногда получается. В программе нынешнего года можно выделить два по-настоящему ярких события: полусценическую постановку «Риголетто», открывшую фестиваль, и финальный гала-концерт, собранный из нетипичного для периферии вердиевского репертуара, и фрагментарно познакомивший местную публику с «Силой судьбы», «Симоном Бокканегрой», «Сицилийской вечерней». К этим вещам прилагались небольшие просветительские бонусы – лекция Анны Сокольской об эросе и власти в русской опере и презентация книги «Как смотреть оперу».

«Севильский цирюльник»

Полусценические опыты

Удивительным образом мощнее всего на фестивале выглядели вовсе не спектакли, а форматы, которые традиционно считаются более пресными – semi-stage и гала-концерт.

Полусценическая постановка «Риголетто», сделанного буквально в огне, с двумя сводными репетициями и в радикально ускоренном темпе, была рисковым маневром. Чтобы начать фестиваль буквально с эскиза, требуется определенная отвага и коллективное упорство довести этот эксперимент до впечатляющего профессионального уровня.

Традиционный для концертного зала, этот формат не часто превращается во что-то выдающееся, и если это и случается, то за счет энергичного протагониста (как пример – постановка «Дон Жуана» Мартой Келлер на фестивале в Вербье, где заглавную роль исполняет Брин Терфель). В самарском «Риголетто» безусловным центром притяжения стал баритон Владислав Сулимский.

И без того непростые условия как будто решили специально усложнить, разместив оркестр в глубине сцены и выдвинув солистов на авансцену – что можно считать определенной метафорой в контексте обновленной концепции фестиваля. Досаду вызвало разве что расхождение между Владиславом Сулимским и Ириной Янцевой (Джильда) – чувствовалась колоссальная разница между их исполнительским мышлением и спектром навыков (начиная от техники и заканчивая сценическими манерами). В «Севильском цирюльнике» Янцева (Розина) звучала более органично – не из-за отсутствия более опытных партнеров, а скорее из-за внутреннего соответствия образу Розины и общей комичности атмосферы.

Взяться за сценический эксперимент предложили Филиппу Разенкову, получившему за день до премьеры «Золотую Маску» за режиссуру мюзикла «Римские каникулы» в Новосибирске. Разенков – ученик Дмитрия Бертмана, апологет психологического театра и внятно рассказанных реалистичных историй. Свое режиссерское портфолио он собрал преимущественно в Удмуртском и Башкирском оперных театрах – и, сколько бы ни хотелось упрекать его в реакционности, выстроил в рамках спектакля убедительный нарратив. Это чувство взаимосвязанности и обусловленности отводит внимание от технических стыков, на которые непроизвольно реагируешь. Иногда кажется, что режиссер скорее чисто технически проверяет возможности труппы, чем пытается нащупать неконвенциональные решения. Иммерсивный элемент в виде блуждания хористов по залу, видеопроекции с гравюрами Мантуи, гример театра, выходящая делать макияж Риголетто в самом начале спектакля, – этими формальными приемами никого не шокируешь, но в контексте потерявших актуальность спектаклей, сделанных режиссерами вроде Панджавидзе и Александрова, они выглядят смело и по-новому зрелищно. И позволяют думать, что в следующем году Самару ждет еще более интересный опыт: Филипп Разенков готовит постановку «Бала-маскарада» Верди.

Гала-концерт. Ованес Айвазян и Георгий Цветков

Магический эффект дефибриллятора

На фоне яркого старта и достойного финала все остальные события представляли собой репертуарную обыденность. Не сказать, чтобы такой механизм был большой редкостью в общемировой практике. К примеру, программы фестивалей Barocktage в берлинской Унтер-ден-Линден или Мюнхенский оперный фестиваль в Баварской опере спокойно включают обыкновенные репертуарные спектакли. Правда, их обыкновенность очень условна – художественный уровень этих спектаклей позволяет сохранить в них мощнейший заряд исключительности, который расходуется очень экономно.

В Самаре чисто пропорционально значительную часть фестиваля занимают спектакли, которые обитают в репертуарной сетке уже не первый год. И хотя небольшой косметический ремонт им бы не помешал, организаторы пытаются обновить их другим, не менее действенным способом – делая ставку на поразительные голоса и харизму артистов.

Этот ход – своего рода дефибриллятор, и его непродолжительного эффекта вполне хватает на один фестивальный вечер. В этом году, помимо феерического Владислава Сулимского, самарская публика услышала тенора Алексея Татаринцева, выступившего в двух «благородных» ролях – герцога Мантуанского и графа Альмавивы. В «Аиду» в этом году пригласили меццо-сопрано Агунду Кулаеву – ее соперницей в абсолютно сбалансированном вокальном поединке стала солистка самарской труппы Татьяна Ларина (Аида). Это совмещение дало положительный побочный эффект – редко бывает так, что между локальным артистом и приглашенной звездой высвечиваются не преимущества последнего, а достоинство и важность первого.

Но даже с успешной подборкой приглашенных солистов одна эстетическая проблема не находит решения – это категорическая неистребимость спектаклей, держащих театр в заложниках провинциализма. Удивить и заколдовать публику оперными блокбастерами, сделанными на потоке, – задача невзыскательная и финансово оправданная, особенно если с театром готовы работать режиссеры Юрий Александров и Михаил Панджавидзе. А главное – эта задача не требует принятия спорных решений и не провоцирует никаких потенциальных конфликтов. Правда, выход в высшую лигу, где случаются озарения и происходят фундаментальные сдвиги, с такой стратегией вряд ли когда-нибудь случится.

Фестиваль приобрел имя, но за репутацию, сравнимую с Мюнхенским или Дягилевским фестивалями, предстоит провести не одно серьезное сражение – ближайшие проекты покажут, насколько обдуманным и последовательным был обновленный вектор «Имен».

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»