«Композиторские читки», проведение которых планировалось в Санкт-Петербурге в июле, из-за эпидемиологической ситуации «переехали» в Москву и прошли в Музее-квартире С. С. Прокофьева, ставшем за два года одной из постоянных резиденций для проектов Союза композиторов России.
Утром перед участниками выступил с лекцией петербургский композитор Владимир Раннев, а завершился день индивидуальными занятиями с ним и с доцентом Московской консерватории Ольгой Бочихиной. В центре, конечно, главное событие – читки с листа солистов Московского Ансамбля Современной Музыки (МАСМ). Играли пьесы молодых композиторов из разных городов России – Красноярска, Казани, Улан-Удэ, Ростова-на-Дону, Саратова, Питера и Москвы.
Перед началом видишь в холле воодушевленные и улыбающиеся лица, слышишь профессиональные дискуссии и обсуждения – живая творческая и рабочая атмосфера. Смотришь на лица молодых композиторов, наблюдая смену эмоций – от включенности и заинтересованности до непонимания и взволнованной неуверенности.
Стало интересно разобраться, что может вызывать эти чувства на таком большом и важном воркшопе по современной музыке, одном из немногих в России?
Скрипач МАСМ Роман Минц обычно дает комментарии по поводу приемов и исполнительских техник, но после пьесы «Житель Камчатки забил собутыльника табуретом» Вадима Генина не удержался («Я сейчас скажу не как музыкант, а как гражданин») и высказался о художественной, идейной составляющей произведения. Интересная, но довольно жесткая дискуссия по поводу этого сочинения вызвала размышления по поводу выбранных для исполнения пьес.
Сыгранные в первый день «Читок» сочинения молодых композиторов оказались очень разными – не только по стилю письма, но и по уровню. Наряду с профессиональными зрелыми произведениями прозвучало несколько ученических работ. Огромную разницу в уровне слышали и сами композиторы, и слушатели, подтверждал эти впечатления и дальнейший разбор музыкантами пьес. Возникает вопрос: корректно ли было приглашать композиторов с настолько разным уровнем, чтобы так наглядно показать эту разницу? Что получают от этого молодые авторы, которые еще только учатся овладевать классическими техниками, а не ищут свой путь в современной музыке?
Но здесь есть и другой вопрос: может ли вообще произведение прозвучать хорошо, если сыграно оно с листа и без репетиции с композитором? Какие-то сочинения – могут. В первый день «Читок» молодые авторы услышали свои пьесы в профессиональном исполнении солистов МАСМ и получили полезные точные рекомендации. Это были мелодичные и довольно простые по музыкальному языку Соната для виолончели и фортепиано Анастасии Богомаз, уже упомянутый «Житель Камчатки забил собутыльника табуретом» Вадима Генина и «Инь-Ян» Екатерины Тарасовой.
Но не всегда можно сыграть без репетиций. Есть четко выверенные сочинения с большим количеством приемов и техник, которые невозможно хорошо сыграть с листа. Такие вещи были и на «Читках» – это тонкая, с обилием приемов Voice of the Wind Елены Вайнберг и сложное интеллектуальное техно Minimal Кирилла Архипова. Выигрывает ли композитор от такого исполнения? Получают ли зрители корректное представление о его музыке? Да, суть проекта не в концертом исполнении, а именно в его «читке», но уместны ли в таком случае комментарии по поводу самой партитуры?
«Я вам сейчас спою», – заявил Владимир Раннев и на своей лекции рассказал о том, что музыка тувинцев и эскимосов может быть похожа на сочинения самых радикальных современных авторов, а также о том, как много страшных историй сочиняют про пианино. Кроме того, композитор поделился с участниками уникальной схемой своей оперы «Сверлийцы», выполненной в баре на салфетке.
Строго говоря, Раннев провел скорее композиторскую презентацию, чем лекцию, но это было уместно и увлекательно. Автор последовательно рассказал об особенностях работы с текстовым материалом на примере своих сочинений разных лет. Молодые участники читок, которые только овладевают классической техникой, вряд ли обогатились новыми практическими знаниями, но зато получили бесценный опыт общения с Владимиром Ранневым. Ведь о чем еще рассказывать современному композитору, как не о своей музыке, которая пишется сейчас и так актуальна именно сегодня.
После исполнения музыканты и директор ансамбля Виктория Коршунова свободно беседуют, легко перекидываются шутками с Владимиром Ранневым. Все это создает такую домашнюю атмосферу, которую генерируют люди, собравшиеся поиграть в свое удовольствие – для себя и немного для публики.
День второй: в поисках профессионализма
«У музыканта гораздо больше точек приложения, чем у композитора, что закажут – то играем», – заметил Роман Минц. Это высказывание относилось не конкретно к ридинг-сессиям, а скорее к ситуации в целом. Музыканты, в том числе и солисты МАСМ, в выборе программы для исполнения зависят от множества факторов, это не всегда их свободный выбор. Поэтому «Композиторские читки» – одна из возможностей высказывания и для них тоже. А сказать есть о чем, и сессия в Музее С. С. Прокофьева это очень хорошо показала. Во второй день обсуждение партитур молодых композиторов получилось очень бурным. Прозвучали четыре вещи, вопросы к которым музыканты задавали не только после исполнения, но и до, так как возникало много споров о том, как правильно читать авторскую нотацию.
«Граффити» Егора Савельянова вызвало наиболее продолжительную дискуссию. Автор решил оформить некоторые элементы партитуры разными цветами, создав граффити прямо внутри нотного текста. Обилие непривычных обозначений вызвало у музыкантов много закономерных вопросов, так что исполнение в итоге получилось скорее в духе перформанса. В сочинении смешалось много разных интересных идей, которые, по словам куратора Антона Светличного, было бы здорово доработать и оформить более точно.
Сергей Булатов представил на «Читках» свою первую композиторскую пробу – цикл Каприсов для скрипки соло, из которых, как показательный пример, Роман Минц исполнил только один. Эти пьесы в стиле романтических этюдов с большим количеством виртуозных пассажей автор мыслит в будущем как часть репертуара детских музыкальных школ и колледжей. Солисты ансамбля обрисовали начинающему композитору, какой долгий путь предстоит пьесе с момента написания до ее «выхода в свет» – период серьезного концептуального осмысления, проработки мельчайших деталей, кристаллизации стиля и «вычищения» неточностей партитуры.
Квартет для флейты, кларнета, скрипки и виолончели Татьяны Андриевской, приехавшей из Улан-Удэ, подвергся конструктивной критике с точки зрения музыкального синтаксиса и консервативности авторского языка.
А для участницы из Петербурга Ригель Винской солисты МАСМ сделали исключение из правил и сыграли ее пьесу два раза. «Контракт на мертвые души» – сочинение, которое из-за авторских неточностей в нотации не так легко было прочесть с листа с первого раза, при втором исполнении прозвучало весьма интересно, в духе театральной музыки Шнитке.
«Некоторые вещи, которые я говорю участникам, могут показаться жестковатыми, – поясняет Роман Минц, – но я считаю, что это необходимо, потому что их ждут не какие-то игрушки, а реальная жизнь. К сожалению, профессионализма, которого ты ждешь от композитора, молодым ребятам часто еще недостает, и им очень важно это понимать, чтобы двигаться дальше».
Все пьесы были по-своему интересны и уникальны, но именно на этих «Читках» в партитурах прослеживалась важная вещь – наличие или отсутствие у их авторов базовой композиторской школы. Интересно, что молодые композиторы, получившие серьезную академическую базу, затем сознательно уходят от нее и начинают обращаться к сфере «авангардной» музыки. Эксперименты участников проекта, по разным причинам такой базы не имеющих, либо пытающихся сразу идти радикальным путем, звучат пока несколько наивно и не очень уверенно.
«Композиторские читки» как проект направлены на образование молодых авторов со всей России (приезд ребят на сессию в Москву был финансово поддержан организаторами, Союзом композиторов России). Лекция одного из кураторов Антона Светличного тоже давала импульс к расширению границ восприятия. Композитор подробно и интересно рассказал про минимализм в музыке и контекст его существования в искусстве вообще.
Музыканты МАСМ вдохновляли молодых композиторов не только работой над их партитурами, но и примером исполнения музыки классиков русского и европейского «авангарда». После второго дня ридинг-сессии Роман Минц, Мария Алиханова, Олег Танцов, Ольга Демина и Михаил Дубов сыграли вечерний концерт с пьесами для инструментов соло. Прозвучали произведения Валентина Сильвестрова, Александра Вустина, Роберта Эйткена, Джованни Солима, Сергея Невского, Джачинто Шельси, Арво Пярта, Юдзи Такахаси и Владимира Мартынова.
По словам Михаила Дубова, «здесь, на “Читках” мы делимся опытом и сами находим какие-то новые идеи, знакомимся с интересными композиторами, и какие-то их пьесы потом остаются в нашем репертуаре. Это наша миссия, простите за высокопарность, наше призвание – работать с молодыми ребятами. Потому что то, что пишется композиторами, должно звучать».
День третий: поведенческий тренинг
Редукция
опыт
Разнообразие
перспектива
Расширение.
может, еще?
Для молодых композиторов пятые «Композиторские читки» стали полем для экспериментов, мозговым штурмом, в чем-то испытанием, преодолением, но также большой радостью внутреннего роста и совместного творчества. Ребята попытались одним емким словом выразить свои впечатления и ощущения от этих трех насыщенных дней.
Во время ридинг-сессии участники не только услышали свои партитуры, но и прошли, по терминологии Ольги Бочихиной, своеобразный поведенческий тренинг. Многие ребята здесь впервые услышали свои пьесы вживую и столкнулись с необходимостью объяснить концепцию произведения и доказать легитимность выбора приемов конкретным «живым» профессиональным исполнителям. Кто-то почувствовал себя больше в роли ученика, пытающегося оправдаться перед музыкантами за неточности в партитуре, кто-то взаимодействовал с ними как коллега – в любом случае, для всех это был в чем-то новый практический опыт.
Устроила «мозговой штурм» участникам и куратор Ольга Бочихина. На ее лекции «Хороший звук, плохой звук: поведенческий тренинг» нужно было постоянно оставаться включенным в процесс, чтобы не выпасть из четко, но витиевато построенной логики ее мысли. Композитор изложила концепции восприятия и существования музыки в разных пространствах, показала примеры своих сочинений и поделилась планами будущих интересных проектов.
Наверное, из-за того, что третий день завершал серию ридинг-сессий и индивидуальных уроков, в нем все время чувствовалась атмосфера максимальной собранности, активного внимания и воодушевления. «Читали» партитуры четырех композиторов, в этот день подобранные наиболее «ровно» по уровню проработки и качеству использования нотации. Ориентальная, с фольклорными интонациями фантазия на песню «Арлан кайми аки-сухи» Елены Шиповой и качественно сделанная традиционная Соната для кларнета Андрея Нагорнова прозвучали как образец работы с классическими музыкальными формами. Минималистичная, основанная на мелодичных паттернах всего из трех нот F-A-E Сергея Шестакова и четко построенные, с большим количеством интересных приемов twelve quiet breakfast Даниила Посаженникова стали примерами экспериментальных сочинений.
Ощущение «финальности» и завершенности чувствовалось и в обсуждениях пьес, которые прошли в этот день наиболее живо и конструктивно. Важно, что все кураторы – Владимир Раннев, Антон Светличный, Ольга Бочихина – были включены в процесс так же, как и молодые участники «Читок». Композиторы всегда присутствовали на лекциях друг друга, а в последний день между ними разгорелась настоящая дискуссия по поводу некоторых исполненных пьес.
Приятным подарком для слушателей и участников стал еще один концерт солистов МАСМ, состоявшийся уже после окончания основной программы воркшопа. Музыканты сыграли сочинения современных композиторов из разных регионов России, среди которых было одно особенно запоминающееся – «Три пьесы» для баяна и фортепиано Марка Булошникова.
Процитируем реплику одного из участников, Сергея Булатова: «Композиторские читки – это такая маленькая вселенная внутри большой вселенной современной академической музыки, которая, оказывается, не имеет границ». Как один из немногих в нашей стране образовательных проектов по новой музыке, «Читки» создают некую модель и становятся отражением ситуации с современной академической музыкой в России сегодня. Каждая сессия привносит что-то новое и раскрывает разные грани этой «вселенной».
«Композиторские читки» Союза композиторов России работают на очень важную вещь – создание базы поддержки молодых композиторов со всей страны. Особенно это важно ребятам из регионов, для которых подобные проекты – почти единственная возможность включиться в общую профессиональную среду и непосредственно поработать с исполнителями такого высокого уровня.
Михаил Дубов: «Я бы не назвал этот проект чисто образовательным – в нем происходит очень важное взаимодействие опытных исполнителей и начинающих композиторов, в котором и должно что-то родиться. Здесь появляются маленькие искорки, которые зажгутся когда-то потом, – и это не только личности, но и новые идеи, новые способы проживания и существования в музыкальном мире».
По результатам пятой сессии «Композиторских читок» были предусмотрены особые стипендии, призванные поддержать авторов с самыми профессиональными работами. Кирилл Архипов, Егор Савельянов и Даниил Посаженников стали обладателями именных стипендий от Союза композиторов России.
Егор Савельянов получил еще один подарок от организаторов – он станет участником Х Международной академии молодых композиторов в городе Чайковском в сентябре 2020 года, где продолжит занятия с ансамблем МАСМ и с известными российскими композиторами. Даниил Посаженников стал резидентом ансамбля МАСМ, его партитуру twelve quiet breakfast музыканты исполнят в сезоне 2020/2021 года.