Замечательная традиция ММДМ – под православное Рождество проводить фестиваль хоровых коллективов. Паритет светского и церковного достигается благодаря тандему Президента Дома музыки Владимира Спивакова и Митрополита Волоколамского Илариона, осуществляющих художественное руководство. По словам Владимира Спивакова, «музыка – это часть необходимой для человека истины, которая когда-то была большой и абсолютной, но упала на землю и разбилась на мелкие осколки… Теперь мы собираем эти осколки, поэтому идея нашего Рождественского фестиваля – обращение к музыке как обращение человека к его истокам».
Есть в программе постоянные участники, как, к примеру, Московский Синодальный хор или Хор Сретенского монастыря. Часто финальный концерт знакомит с крупной формой – мессой или реквиемом, причем В. Спивакову удается всякий раз удивить какой-то редкостью – 27 января 2019 года публика услышит Реквием нашего современника, британца Карла Дженкинса, известного своим пацифистским опусом «Месса мира. Вооруженный человек».
Но один из концертов всегда особенный, так как на сцену Светлановского зала выходят дети. В Москве уже побывали Хор мальчиков монастыря Эскориал, чешский Boni Pueri, Хор мальчиков Вестминстерского аббатства, Венский хор мальчиков, и каждый внес трогательную краску в палитру рождественских встреч.
26 января 2019 года ожидается приезд Норвежского королевского хора мальчиков – коллектива, тесно связанного с историей Нидаросского кафедрального собора в Тронхейме – одной из самых знаменитых и наиболее значимых церквей Норвегии, местом коронации норвежских монархов. Возведение собора началось в 1070 году на месте захоронения Олафа Святого. Тогда, как можно прочитать в буклете, «английские и норвежские резчики по камню прибыли в Тронхейм, чтобы построить Церковь Христа, предшественницу Собора. В одной из часовен священники обучили их сыновей григорианскому песнопению и литургии, и мальчики начали выступать в массовке – хоре. Это и послужило началом становления Тронхеймского собора и породило традицию воспитывать при нем юношеский хор».
Шли столетия, музыкальная деятельность в Соборе расширялась, и с появлением новых сольных коллективов в Соборе хор мальчиков перешел с концертных и служебных выступлений на международный уровень, начав гастролировать. Юношеский хор часто посещал дружественные государства – Швецию, Финляндию, Данию, Германию и Англию. В июне 1962 года хор мальчиков Нидаросского собора стал первым иностранным хором, которому было разрешено выступать с концертом в Вестминстерском аббатстве.
С 1973 года главным дирижером хора является Бьорн Мо. Как и отец, который входил в число 60 мальчиков, восстановивших хор в 1927 году, Бьорн Мо сам вырос в хоре. Будучи профессором Музыкальной консерватории Тронхейма, специализируясь на обучении будущих дирижеров хора, он естественным образом продолжил линию своего предшественника, соборного органиста Людвига Нельсона.
После нескольких выступлений для Папы Римского и участия в церемонии Открытия зимних Олимпийских игр 1994 года в Лиллехаммере хор был приглашен в американское турне и с тех пор (и на сегодняшний день) ежегодно приезжает в США с гастролями.
В 2016 и 2017 годах, отмечая 90-летие хора с момента его возрождения, мальчики, наконец, выступили с концертами в Азии, а именно – трижды посетили Сингапур.
Несмотря на успехи на международном уровне, связи коллектива с Собором все так же крепки, как и прежде. Хор мальчиков королевская семья выбирает для участия в каждом из торжеств, планируемых в Соборе. На сегодняшний день хор ежегодно проводит около 30 концертов и богослужений в Соборе в дополнение к 25 концертам по всему миру.
В Москве в их исполнении прозвучит не дежурная программа. Духовные сочинения композиторов Великобритании, Дании, Германии и Франции рубежа XIX–XX веков – псалмы Чарльза Хьюберта Пэрри, Карла Нильсена, Густава Меркеля, Месса для хора и органа Луи Вьерна. Как обычно, готовясь к гастролям, хор мальчиков Нидаросского собора учит сочинение этой страны – и в Россию привезет миниатюру Павла Чеснокова «Да исправится молитва моя».
Во втором отделении, кроме рождественских сочинений Марка-Антуана Шарпантье, Йозефа Райнбергера, прозвучат песни современного английского композитора Гордона Торнетта, а также популярная «Silent Night» Франца Грубера в аранжировке Бьорна Мо и неизменный хит – «Аллилуйя» Генделя, требующая, однако, большой виртуозности и стилистического мастерства.