21 февраля Центральный выставочный зал «Манеж» в Санкт-Петербурге, бюро Planet9 и РОСИЗО открыли выставку «Первая позиция. Русский балет». Проект реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Экспозиция представляет собой путешествие в историю создания и развития балетного танца в России, рассказ о произведениях, покоривших мир, исторических событиях, сопутствовавших развитию балета в России, легендах — балетмейстерах, хореографах, композиторах и танцовщиках, чьи имена вошли в историю этого вида искусства, а также о знаменитой системе балетного образования. Выставочный проект демонстрирует в сложном многоуровневом пространстве экспозиции эволюцию балета через историю страны, через призму культурных, политических и научных революций.
Выставка строится на сочетании уникальных подлинных экспонатов из 40 музеев, архивов и библиотек Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов России. Важным дополнением стало аудиосопровождение, превращающее посещение Манежа в захватывающее путешествие: гостей ведут по выставке голоса артистов Юлии Рутберг и Игоря Миркурбанова.
По словам соавтора концепции, директора ЦВЗ «Манеж» Анны Яловой, название «Первая позиция. Русский балет» было выбрано не случайно, ведь именно этот вид искусства занимает особое место в нашей культуре. Русский балет повлиял на развитие хореографического мастерства, балетной педагогики и музыкального искусства. «Эта выставка хранит много тайн, сюрпризов. Наши художники работали в архивах, чтобы современные зрители увидели то, что не показывали уже 200-300 лет, знали свою историю и гордились ею, — подчеркнула Ялова. — У нас великие соотечественники, которые написали историю современного балета».
Среди почти тысячи представленных на выставке предметов — не только артефакты из истории русского балета, но и различные художественные образы, эмоционально сближающие зрителя с миром балетного искусства. Перед посетителями предстанут полотна Михаила Врубеля и Зинаиды Серебряковой, уникальные исторические костюмы, среди которых пачка Галины Улановой для партии «Умирающий лебедь» и пуанты Матильды Кшесинской, личные вещи Петра Чайковского, Агриппины Вагановой и Александра Бенуа, афиши «Русских сезонов», архивные видеозаписи и фотографии. Экспозиция также позволит зрителям познакомиться со сценографией полуторавековой давности, восстановленной командой Манежа по заметкам, дневникам и архивным записям.
Художественное решение пространства выставки дает зрителю возможность заглянуть за кулисы театра, соприкоснуться с миром балета и почувствовать его красоту. Начиная свое путешествие по выставке, посетитель увидит Сцену с разных позиций: из-за кулис и технической зоны, из зрительного зала, находясь в партере или в ложе.
Экспозиция поделена на тематические разделы, среди которых «Царская ложа», где балет предстанет перед зрителем в виде сменяющих друг друга ярких образов театральных лож, связанных с ключевыми вехами исторических событий дореволюционной России; раздел «Русский дух» рассказывает о балетных постановках Дягилевской антрепризы; «Советский балет» — раздел, охватывающий период с 1917 по 1991 гг. и отражающий изменение техники танца, появление новых героев балетной сцены, переосмысление классических балетных сюжетов; «Костюмерный цех» демонстрирует трансформацию канона женского балетного костюма;
«Анатомия балета» позволит узнать, что происходит с телом исполнителя с позиции общих законов физики и биомеханики, а раздел «Школа» станет визуальным отражением становления и развития балетного образования в России, деятельности выдающихся педагогов и их учеников, преемственности традиций.
В рамках выставочного проекта команда Манежа также представит насыщенную просветительскую программу, включающую в себя лекции, открытые дискуссии, выступления артистов, мероприятия для детей и подростков.