В юбилей Скрябина обошлись без дирижера События

В юбилей Скрябина обошлись без дирижера

В Концертном зале имени П.И.Чайковского открылся Первый Международный фестиваль имени А.Н.Скрябина

Концерт-открытие в честь 150-летия русского классика состоялся прямо в день его  рождения и потому воспринимался с особым смыслом. Что мы знаем о Скрябине? То, что начинал он как подражатель и продолжатель романтической традиции, был поэтом фортепиано, как и Шопен, и любителем сложных гармоний и модуляций, как Лист и Вагнер. На этом замесе расцвело в итоге совсем иное по эстетике творчество: Скрябин воспевал экстаз духа, вслушивался в вибрации вселенной и мечтал о дематериализации мира. Пианист Борис Березовский, неформально взявшийся за проведение фестиваля, в своих идеях во многом созвучен с юбиляром. В интервью он намекнул о надвигающемся конце эпохи дирижера, так сказать, о дематериализации этой артистической единицы. И в качестве доказательства на открытии в КЗЧ представил работу Фестивального оркестра имени А.Н.Скрябина, сыгравшего Первую симфонию с исключительным энтузиазмом, ансамблевой точностью и выразительностью. Похожая на гангстера, в черной маске до глаз, девушка-концертмейстер вела за собой всю гигантскую махину скрябинского оркестра, солистов и хор. Дорогого стоил напряженный взгляд ударника на кончик смычка ее скрипки, ловившего ее взмах, чтобы синхронизировать свой удар в литавры.

Безусловно, все без исключения оркестранты проявили чудеса дисциплины и самосознательности в желании доказать, что невозможное возможно. Но по нынешним реалиям девять репетиций – это мощный щелчок по экономической составляющей: как на это посмотрят учредители, составляющие госзадание из расчета не менее 44 выступлений в год?

Впрочем, сам Борис Березовский не настаивает на тотальном внедрении эксперимента, а просто наслаждается сам его результатами. В Фортепианном концерте Скрябина известный пианист появился неожиданно скромно, вдруг нарисовавшись за роялем, «утопленным» в середину оркестра. Сидя лицом в зал, Березовский привычно лишил поклонников лицезреть свои руки, но звучание рояля компенсировало отсутствие визуального шоу. В утонченности, хрупкости пиано, в идеальной текучести и прозрачности туше этот пианист, как никто, близок сущности стиля Скрябина. Из-за особого расположения рояля, общий баланс временами смещался в пользу оркестра, особенно доминировавшего в первой части. Но Бориса этот момент, судя по всему, не смущал: «Зато слышны новые подголоски, реплики инструментов, которые раньше пропадали». С тем, что мы услышали много нового, не поспоришь, но и ожидаемые красоты не разочаровали: изумительный по красоте диалог пианиста с кларнетом и другими духовыми во второй части заворожил зал.

Впереди в программах фестиваля, проходящего при содействии Министерства культуры РФ и организационных хлопотах «Росконцерта», много интересного. В каждом концерте предполагается знакомство с юными дарованиями, причем кто именно выйдет на сцену, до последней минуты остается сюрпризом для публики. В КЗЧ такое право получила очаровательная ученица Гнесинской десятилетки Алисия Левина, со вкусом и смыслом исполнившая десять прелюдий из самого  популярного, одиннадцатого опуса из наследия юбиляра.

Алисия Левина

Скрябин, не писавший опер и романсов, тем не менее часто использовал слово, сопровождая обширными программными пояснениями и даже стихами свои мистические сочинения. В качестве «анонса» музыкально-литературных композиций, которые грядут в дальнейших концертах фестиваля, пианистка Екатерина Державина представила музыку Скрябина в контексте поэзии Серебряного века. Она пригласила в соратники актера театра и кино Евгения Цыганова, прочитавшего фрагменты поэмы А.Блока «Возмездие», срифмовавшиеся с Ноктюрном и Этюдами сорок второго опуса.

Екатерина Державина и Евгений Цыганов

Начало фестиваля охватило юношеские произведения Скрябина; в финале, 1 марта, ждем «Поэму экстаза» и «Поэму огня» («Прометей») с партией света, чтобы ощутить отблески темного пламени и окрыленность духа, к которому призывал их автор.

«Голубой огонек» на «Рассвете» События

«Голубой огонек» на «Рассвете»

Музыканты проекта «Притяжение» устроили веселые проводы Старого Нового года

Золотое прикосновение Людмилы Семеняка События

Золотое прикосновение Людмилы Семеняка

16 января Большой театр России отмечает юбилей одной из своих самых ярких балерин, а ныне педагога труппы, народной артистки СССР Людмилы Семеняка

Гармония противоречий События

Гармония противоречий

Исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Скрябина

Загадка Щелкунчика События

Загадка Щелкунчика

Проект «Театр HD» предложил новогодний подарок – показы легендарного спектакля Юрия Григоровича на экранах кинотеатров