Вадим Репин исполнит концерт «Далекий свет» Петериса Васкса

22.05.2023
Вадим Репин исполнит концерт «Далекий свет» Петериса Васкса

24 мая в Зале Чайковского прозвучит один из самых знаменитых скрипичных концертов нашего времени – «Далекий свет» Васкса. Концерт посвящен Гидону Кремеру, впервые исполнившему его в 1997 году в Зальцбурге. Теперь сочинение украсит репертуар Вадима Репина, многократно выступавшего инициатором рождения новых сочинений для скрипки с оркестром. Репин выйдет на сцену с Государственным академическим камерным оркестром России под управлением Алексея Уткина. В программе также – Третий Бранденбургский концерт Баха и Пятая симфония Шуберта.

Петерис Васкс – наиболее авторитетный и известный в мире композитор Латвии. Его сочинения исполняют крупнейшие солисты, дирижеры и коллективы. Несмотря на интерес к авангарду, в творчестве Васкс стремится к более простым средствам выразительности, опираясь на диатонический звукоряд. «Диатоника помогает мне воспеть красоту природы, деревьев, береговых линий, пения птиц – всего того, что еще существует и нуждается в защите», – говорит композитор. Не случайно ряд ключевых сочинений Васкса написан для струнного оркестра, выразительные возможности которого хотя и небезграничны, но необыкновенно разнообразны. Среди них – Cantabile (1979), симфония «Голоса» (1991), Musica adventus (1995/96), Musica dolorosa (1983), недавно звучавшая в Зале Чайковского в исполнении Московского камерного оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина, а также «Далекий свет» для скрипки и струнных (1996/97).

По словам Васкса, «Далекий свет» – «песня, пришедшая из тишины и уплывающая в тишину, полная идеализма и любви, местами меланхолическая, местами драматическая». Завораживающая музыка, привлекавшая многих выдающихся исполнителей, стала за четверть века современной классикой. Теперь концерт украсит репертуар Вадима Репина, известного своим внимательным и трепетным отношением к современной музыке и многократно выступавшего инициатором рождения новых сочинений для скрипки с оркестром. За последнее десятилетие для Репина были написаны и впервые им исполнены сочинения Софии Губайдулиной, Александра Раскатова, Марка-Энтони Тёрнеджа, Леры Ауэрбах, Беньямина Юсупова и других всемирно известных композиторов; в нынешнем сезоне Вадим Репин представил мировую премьеру Концерта для скрипки с оркестром Михаила Плетнёва. «Далекий свет» Васкса будет исполнен Репиным впервые.

Государственный академический камерный оркестр России под управлением Алексея Уткина откроет программу Бранденбургским концертом №3 Иоганна Себастьяна Баха. Из шести Бранденбургских концертов каждый индивидуален по составу и образному строю. Одни ближе к итальянскому кончерто гроссо, другие – к сольному концерту более позднего времени, третьи предвосхищают появление первых классицистских симфоний, располагаясь, по выражению биографа Баха Альберта Швейцера, «на границе между камерной и оркестровой музыкой». К камерной музыке ближе в том числе Третий концерт, написанный только для струнных и бассо континуо. «Чистейшее откровение баховского полифонического стиля, – писал о Бранденбургских концертах Швейцер. – То, что происходит с темой… – это, собственно говоря, и есть “концерт”. Здесь словно осуществлено то, что философия всех времен изображала как последнюю тайну высшего творения, – саморазвитие идеи, творящей свою противоположность, чтобы снова преодолеть ее, и так далее, пока она не вернется к себе самой после того как исчерпана жизнь».

Вечер завершит Симфония №5 Франца Шуберта, удивительное творение 19-летнего гения. Юность композитора прошла под знаком Бетховена, возвышавшегося над музыкальной Веной. Подражая титану в своих первых симфониях, в Пятой Шуберт как будто освободился от строгого взгляда великого современника. Пятая – самая камерная и самая короткая симфония Шуберта, целиком принадлежащая сфере лирических настроений, – знаменует важный этап в развитии композитора, продолжающего поиск собственного стиля. В Пятой симфонии Шуберт копирует состав моцартовского оркестра (к примеру, использованный в знаменитой Симфонии №40), однако здесь уже заметен оригинальный почерк юного романтика – его особый гармонический язык и вдохновенный песенный мелодизм. Шуберт также подражает Моцарту в третьей части симфонии, Менуэте, а в Финале апеллирует к творчеству первого венского классика Йозефа Гайдна, предпочитавшего яркие солнечные тона. В короткой жизни Шуберта, полной невзгод и страданий, Пятая симфония подобна яркому лучу света, на мгновение осветившему и преобразившему окружающий мир.