В зазеркалье сцены Книги

В зазеркалье сцены

Одним из самых монументальных трудов 2022 года стала книга Марины Раку о театре времен Сергея Прокофьева

На первый взгляд, название книги — «Время Сергея Прокофьева» — существенно шире ее содержания, ограниченного, судя по подзаголовку, музыкой Прокофьева для спектаклей драматического театра, то есть далеко не самой важной частью его многожанрового наследия. В самом начале книги констатируется, что ее герой «не был человеком театра». Позднее эта мысль уточняется: «…он точно не заразился вирусом сцены. Его помыслы в этой области были заняты, прежде всего, оперой и балетом — драма <…> воспринималась [им] более чем хладнокровно». Число реализованных с его участием постановок для драматического театра, можно сказать, ничтожно: «Египетские ночи» по Пушкину, Шекспиру и Шоу в московском Камерном театре под руководством Александра Таирова (1934, постановка 1935) и «Гамлет» в ленинградском Театре-студии под руководством Сергея Радлова (1938, постановка 1939). К этому можно добавить «пушкинские» замыслы Таирова («Евгений Онегин») и Всеволода Мейерхольда («Борис Годунов»): в 1936 году Прокофьев написал для них достаточное количество музыки, но ввиду опалы обоих режиссеров спектакли так и не увидели света рампы.

Казалось бы, наличного материала достаточно для четырех музыковедческих статей или небольшой монографии, но не для увесистого 432-страничного тома. Между тем автор книги, будучи, в отличие от ее героя, как раз подлинным «человеком театра» — Марина Григорьевна много лет заведует музыкальной частью Мастерской Петра Фоменко, ее перу принадлежит ряд работ по проблемам музыкального театра (часть из них вошла в сборник «Оперные штудии», выпущенный санкт-петербургским Издательством имени Н. И. Новикова в 2019 году), — не пожелала ограничиться описанием и анализом наличного материала: «Захотелось сквозь призму биографии Прокофьева восстановить образ той великой театральной эпохи, с которой он соприкоснулся». Подобный замысел предполагает внимательное исследование не только того, что композитору удалось полностью или частично реализовать в драматическом театре, но и всего спектра его отношений с миром театра, вплоть до мимолетных встреч и эпизодических контактов с режиссерами, драматургами, артистами; такие контакты, даже если они не имели прямых последствий в творческом плане, могли повлиять на обстоятельства его жизни и предопределить те или иные повороты его судьбы.

Книга делится на две большие части практически одинакового объема: «На подступах к драматической сцене» и «От Шекспира до Пушкина: четыре театральных года». В первой части речь идет о посещениях драматических спектаклей, случаях общения с литераторами и людьми театра и неосуществленных проектах, предшествовавших «четырем театральным годам» (1934–1938). Все эпизоды, составляющие содержание этой части, до сих пор трактовались как отдаленные маргиналии творческой и приватной биографии Прокофьева (или вообще оставались вне поля внимания исследователей); вокруг каждого из них в книге Марины Раку разворачивается тщательно документированное (в том числе ранее неизученными архивными материалами) увлекательное повествование с многочисленными действующими лицами и с комментариями, которые убедительно связывают маргиналии с главными сюжетными линиями прокофьевской биографии и проливают новый свет на те или иные, казалось бы, хорошо исследованные моменты. Среди эпизодов, вызывающих особый интерес, — общение Прокофьева с советским драматургом Александром Афиногеновым, повлиявшее, по мнению Марины Раку, на решение композитора окончательно вернуться в Советскую Россию (эта гипотеза отнюдь не спекулятивна — для ее обоснования привлекаются фактологически надежные аргументы), и задуманная Мейерхольдом инсценировка романа французского писателя левых взглядов, будущего соратника президента Де Голля Андре Мальро «Удел человеческий», музыку для которой должен был написать Прокофьев (судя по приведенным в книге документам, этот проект некоторое время всерьез занимал Прокофьева, и его реализация могла бы стать выдающимся событием культурной жизни тридцатых годов). Среди других заметных персонажей первой части — три никак не связанные между собой «иудейские дивы» (актрисы Стелла Адлер и Шошана Авивит, танцовщица и актриса Ида Рубинштейн), французский поэт Поль Валери, французская писательница баронесса Рене де Бримон, деятель русского эмигрантского «евразийства» Петр Сувчинский… Все они оставили в биографии Прокофьева определенный след, так или иначе связанный с театром. Очерки о контактах с этими и другими персонажами в совокупности образуют масштабную панораму жизни Прокофьева-­эмигранта, увиденную сквозь призму его несостоявшихся театральных опытов.

Вторая часть книги посвящена четырем упомянутым проектам, либо полностью осуществленным на сценах советских театров («Египетские ночи» и «Гамлет»), либо доведенным до стадии полноценной музыкальной партитуры («Евгений Онегин» и «Борис Годунов»). Здесь также подробнейшим образом разбираются обстоятельства, предшествовавшие началу совместной работы Прокофьева и режиссеров, и ход самой этой работы; помимо этого значительное внимание уделяется характеристике литературной основы спектаклей, описанию режиссерских концепций и анализу собственно музыкального материала, часть которого автору книги удалось восстановить по американскому архиву Прокофьева, хранящемуся в Колумбийском университете (Нью-­Йорк). Очерки второй части подтверждают авторский тезис о том, что хотя в роли создателя музыки для драматических спектаклей Прокофьев «выступал совсем недолго, <…> каждая из его работ, пусть даже и для неосуществленных спектаклей, стала заметной вехой театральной, музыкальной и его собственной человеческой истории».

Книга Марины Раку, образцово сочетающая исследовательскую тщательность с литературным мастерством, выпущена авторитетной фирмой «Слово/Slovo» в импозантном оформлении, с многочисленными иллюстрациями, включая фотопортреты едва ли не всех упомянутых по ходу повествования личностей и нотные примеры, а также QR-коды для воспроизведения музыкальных записей. Фактические ошибки и опечатки крайне редки. Интереснейшее чтение, ценное дополнение к прокофьевской библиографии.

Вывели на свет Книги

Вывели на свет

Издательство «Композитор» выпустило книгу про одно произведение Владимира Горлинского

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья Книги

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья

Гнесинский проект Книги

Гнесинский проект

Воспоминания Елены Гнесиной переизданы в четвертый раз

Старое искусство на страже нового порядка Книги

Старое искусство на страже нового порядка

В издательстве «ПИТЕР» вышла книга об оперных спектаклях сталинской эпохи