Валентина Левко. Концерт в 3D События

Валентина Левко. Концерт в 3D

В Московском музее А.Н. Скрябина прошел вечер памяти народной артистки РСФСР, солистки Большого театра Валентины Левко – выдающейся певицы, чье меццо-сопрано покорило лучшие залы мира.

Выступления учеников, исполнение «арий из репертуара», воспоминания близких и коллег – кажется, так традиционно проходят вечера памяти? Но на этот раз все было иначе. Поклонников певицы заранее предупредили, что их ждет необычный формат – сольный концерт самой Валентины Левко. Многие недоумевали и строили догадки: как такое возможно?

Перед началом вечера в Музее Скрябина можно было познакомиться с выставочной экспозицией о жизни и творчестве певицы: личные вещи, платья, афиши, архивные документы. И, пожалуй, самое ценное – огромное количество писем от поклонников, связанных в аккуратные стопки. А рядом лежали записки от слушателей с благодарностями и просьбами что-то исполнить: «Я очень Вас люблю и бываю на всех Ваших концертах. Они оставляют глубокий след в душе. Желаю Вам еще долго волновать людей так, как сегодня. Спойте, пожалуйста, сверх программы какой-нибудь старинный романс».

И вот она запела… виртуально, конечно. С помощью десятка проекторов, работавших не только на сцену, но и на боковые стены, белоснежный концертный зал музея превратился в 3D-кинотеатр. Зрители мгновенно перенеслись в ушедший XX век, в золотую эпоху Большого театра, в постановках которого блистала Валентина Левко. За свою жизнь она сделала немалое количество видеозаписей, в том числе для телеспектаклей и музыкальных передач; а современные технологии позволили артистке вновь оказаться на подмостках, точнее, появиться на экране. Был и «живой» звук: ансамбль солистов оркестра «Новая Россия» исполнял связующие номера между «выходами» артистки.

«Она была настоящим музыкантом – альтисткой, поэтому интонации у нее по-музыкантски точнейшие. Часто в пении бывает приблизительность, у нее же – в самую середину», – так перед началом вечера сказала в интервью Галина Писаренко, сидевшая по соседству с Рузанной Лисициан: певиц с Валентиной Левко связывали теплые дружеские отношения.

Репертуар главной героини вечера на удивление широк: от контральтовых партий Ратмира («Руслан и Людмила» Глинки) и Кончаковны («Князь Игорь» Бородина) до центральных меццо-сопрановых, от старинных русских романсов до песен советских композиторов. Но Валентина Николаевна не ограничивалась только вокальной карьерой. Еще во время работы в Большом театре и активной гастрольной деятельности по всему миру, в 1974 году она начала преподавать в Гнесинском институте, а уже после того, как оставила оперную сцену, более четверти века  заведовала там кафедрой.

Виртуальный концерт представил талант певицы во всей полноте – камерная и старинная музыка, оперные партии. В арии альта «Erbarme dich» из «Страстей по Матфею» Баха раскрылись чистота, подвижность и в то же время масштаб ее голоса. Это произведение стало визитной карточной певицы: именно она была первой исполнительницей «Страстей» в СССР, тогда ради участия в премьере она отказалась от предложения своего импресарио, знаменитого Сола Юрока, отправиться в огромный европейский тур. Незадолго до этого события Валентина Левко впервые представила нашу страну на Генделевском фестивале в Галле, и теперь навсегда вошла в историю как эталонная исполнительница музыки старых мастеров.

Барочную тему продолжила ария Дидоны из оперы Пёрселла «Дидона и Эней». Да, сегодня такое исполнение старинного репертуара – с хорошей опорой и трепетным вибрато – может показаться не стильным; но имеет ли это значение, когда слышишь несравненной красоты и наполненности голос, от которого мурашки по спине? В итоге – полное и убедительное попадание в музыку.

О ярких оперных образах напомнили сцены Графини из «Пиковой дамы» и гадания Марфы из «Хованщины». Здесь поразил удивительный синтез вокального мастерства, актерского «проживания» и фактурной сценической внешности.

«Ее конек – русские романсы, причем пела она их классически и поэтому имела громадную аудиторию», – отмечает Владимир Федосеев. Старинные русские романсы «Что это сердце так сильно бьется…», «Ночь светла», «Элегия» – жемчужины камерного репертуара Валентины Левко. Добавим сюда эталонные исполнения испанской народной песни «Малагенья», которое до сих пор никто не смог повторить и тем более превзойти, «Трех восьмистиший Расула Гамзатова» Дмитрия Кабалевского, в которых были и точное слово, и разнообразные музыкальные нюансы. А под конец прозвучала песня «На тот большак…» из кинофильма «Простая история», прославившая артистку на самую широкую аудиторию.

После виртуального концерта – цветы и аплодисменты. Всё по-настоящему. Хорошо сказала внучка Валентины Николаевны, Валентина Семанова: «У нас нет щемящего ощущения потери, потому что через ее искусство она всегда с нами».

Организатор мероприятия: Центр вокального искусства Валентины Левко

Гимн высокому искусству и подлинной человечности События

Гимн высокому искусству и подлинной человечности

В Московской консерватории прошел XIV Международный фестиваль Ростроповича

Если бы Брукнер был башкиром События

Если бы Брукнер был башкиром

В Уфе прозвучала премьера Первой симфонии Дмитрия Крюкова

Непрошедшее время Юрия Темирканова События

Непрошедшее время Юрия Темирканова

В Московской консерватории открылась выставка, посвященная легендарному дирижеру

Открывая заново забытые шедевры События

Открывая заново забытые шедевры

В Рахманиновском зале прозвучали сочинения Глинки в рамках проекта «Возрождение русской оперной классики»