Валентина Левко. Концерт в 3D События

Валентина Левко. Концерт в 3D

В Московском музее А.Н. Скрябина прошел вечер памяти народной артистки РСФСР, солистки Большого театра Валентины Левко – выдающейся певицы, чье меццо-сопрано покорило лучшие залы мира.

Выступления учеников, исполнение «арий из репертуара», воспоминания близких и коллег – кажется, так традиционно проходят вечера памяти? Но на этот раз все было иначе. Поклонников певицы заранее предупредили, что их ждет необычный формат – сольный концерт самой Валентины Левко. Многие недоумевали и строили догадки: как такое возможно?

Перед началом вечера в Музее Скрябина можно было познакомиться с выставочной экспозицией о жизни и творчестве певицы: личные вещи, платья, афиши, архивные документы. И, пожалуй, самое ценное – огромное количество писем от поклонников, связанных в аккуратные стопки. А рядом лежали записки от слушателей с благодарностями и просьбами что-то исполнить: «Я очень Вас люблю и бываю на всех Ваших концертах. Они оставляют глубокий след в душе. Желаю Вам еще долго волновать людей так, как сегодня. Спойте, пожалуйста, сверх программы какой-нибудь старинный романс».

И вот она запела… виртуально, конечно. С помощью десятка проекторов, работавших не только на сцену, но и на боковые стены, белоснежный концертный зал музея превратился в 3D-кинотеатр. Зрители мгновенно перенеслись в ушедший XX век, в золотую эпоху Большого театра, в постановках которого блистала Валентина Левко. За свою жизнь она сделала немалое количество видеозаписей, в том числе для телеспектаклей и музыкальных передач; а современные технологии позволили артистке вновь оказаться на подмостках, точнее, появиться на экране. Был и «живой» звук: ансамбль солистов оркестра «Новая Россия» исполнял связующие номера между «выходами» артистки.

«Она была настоящим музыкантом – альтисткой, поэтому интонации у нее по-музыкантски точнейшие. Часто в пении бывает приблизительность, у нее же – в самую середину», – так перед началом вечера сказала в интервью Галина Писаренко, сидевшая по соседству с Рузанной Лисициан: певиц с Валентиной Левко связывали теплые дружеские отношения.

Репертуар главной героини вечера на удивление широк: от контральтовых партий Ратмира («Руслан и Людмила» Глинки) и Кончаковны («Князь Игорь» Бородина) до центральных меццо-сопрановых, от старинных русских романсов до песен советских композиторов. Но Валентина Николаевна не ограничивалась только вокальной карьерой. Еще во время работы в Большом театре и активной гастрольной деятельности по всему миру, в 1974 году она начала преподавать в Гнесинском институте, а уже после того, как оставила оперную сцену, более четверти века  заведовала там кафедрой.

Виртуальный концерт представил талант певицы во всей полноте – камерная и старинная музыка, оперные партии. В арии альта «Erbarme dich» из «Страстей по Матфею» Баха раскрылись чистота, подвижность и в то же время масштаб ее голоса. Это произведение стало визитной карточной певицы: именно она была первой исполнительницей «Страстей» в СССР, тогда ради участия в премьере она отказалась от предложения своего импресарио, знаменитого Сола Юрока, отправиться в огромный европейский тур. Незадолго до этого события Валентина Левко впервые представила нашу страну на Генделевском фестивале в Галле, и теперь навсегда вошла в историю как эталонная исполнительница музыки старых мастеров.

Барочную тему продолжила ария Дидоны из оперы Пёрселла «Дидона и Эней». Да, сегодня такое исполнение старинного репертуара – с хорошей опорой и трепетным вибрато – может показаться не стильным; но имеет ли это значение, когда слышишь несравненной красоты и наполненности голос, от которого мурашки по спине? В итоге – полное и убедительное попадание в музыку.

О ярких оперных образах напомнили сцены Графини из «Пиковой дамы» и гадания Марфы из «Хованщины». Здесь поразил удивительный синтез вокального мастерства, актерского «проживания» и фактурной сценической внешности.

«Ее конек – русские романсы, причем пела она их классически и поэтому имела громадную аудиторию», – отмечает Владимир Федосеев. Старинные русские романсы «Что это сердце так сильно бьется…», «Ночь светла», «Элегия» – жемчужины камерного репертуара Валентины Левко. Добавим сюда эталонные исполнения испанской народной песни «Малагенья», которое до сих пор никто не смог повторить и тем более превзойти, «Трех восьмистиший Расула Гамзатова» Дмитрия Кабалевского, в которых были и точное слово, и разнообразные музыкальные нюансы. А под конец прозвучала песня «На тот большак…» из кинофильма «Простая история», прославившая артистку на самую широкую аудиторию.

После виртуального концерта – цветы и аплодисменты. Всё по-настоящему. Хорошо сказала внучка Валентины Николаевны, Валентина Семанова: «У нас нет щемящего ощущения потери, потому что через ее искусство она всегда с нами».

Организатор мероприятия: Центр вокального искусства Валентины Левко

Во все колокола События

Во все колокола

В Большом театре состоялся финальный концерт из юбилейной серии к 150-летию Сергея Рахманинова

Гроза над Театром Гоголя События

Гроза над Театром Гоголя

Антон Яковлев поставил свою версию известной пьесы Островского

От света к мраку События

От света к мраку

Александр Сладковский и Денис Мацуев представили музыку Рахманинова и Чайковского на фестивале «Белая сирень»

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера События

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.