Валентина Рубцова: <br>Сегодняшние пианисты и дирижеры способны ощущать нерв музыки Скрябина Тема номера

Валентина Рубцова:
Сегодняшние пианисты и дирижеры способны ощущать нерв музыки Скрябина

В издательстве «Музыка» вышло Полное собрание сочинений Александра Скрябина

В чем его принципиальные отличия от предыдущего, Евгении Кривицкой (ЕК) рассказала научный редактор Собрания сочинений, доктор искусствоведения, главный редактор издательства «Музыка» Валентина Рубцова (ВР).

ВР Во-первых, Полное собрание сочинений А. Н. Скрябина, каковым является вышедшее двенадцатитомное издание, предпринято впервые. Во-вторых, предыдущие публикации не ставили целью охват всего скрябинского наследия с опорой на все сохранившиеся музыкальные источники с привлечением других документов – писем, свидетельств и воспоминаний современников.

В 1920–1930-е годы Музгизом было предпринято «Новое, исправленное издание фортепианных сочинений» Скрябина, редактором которого был Н. С. Жиляев, прекрасно знавший музыку композитора и близко общавшийся с ним в последние годы его жизни. Однако издание оказалось неполным, в 1938 году Жиляева, дружески общавшегося с маршалом Тухачевским, расстреляли.

В 1947, 1948, 1953 годах в Музгизе вышло Полное собрание фортепианных сочинений А. Н. Скрябина под общей редакцией К. Н. Игумнова (тома 1, 2), Л. Н. Оборина, Я. И. Мильштейна (том 3), куда вошли и некоторые сочинения, не печатавшиеся при жизни композитора.

Симфонические произведения готовились разными публикаторами как бы вне общего охвата наследия в целом. Из-за этого часть рукописных источников не попадала в поле зрения редакторов. Текст «Поэмы экстаза» в нашем издании, например, впервые после прижизненного издания сверен с рукописью партитуры, что помогло внести важные уточнения.

ЕК Расскажите, пожалуйста, подробнее о двенадцатом томе, где, как я прочла, изданы совсем неизвестные публике сочинения.

ВР В нем представлены произведения Скрябина, не вошедшие в основной список 74 опусов, опубликованных при его жизни. Большая часть относится к ранним юношеским сочинениям, но не только. Композитор был очень требователен к себе и порой оставлял почти готовое сочинение, если его ­что-то в нем не удовлетворяло. Так остались в рукописях две сонаты: соль-диез минор и ми-бемоль минор, Фантазия для фортепиано с оркестром ля минор; некоторые произведения сохранились незавершенными. Все они представляют несомненный интерес в плане исследования эволюции мышления композитора. К примеру, среди последних сочинений хорошо известны Три этюда ор. 65, основанные на непривычных звучаниях, что дало композитору возможность пошутить над собой: «В квинтах (о ужас!), в нонах (какая развращенность!) и… в больших септимах (окончательное падение!?)». Так вот, начало первой части юношеской ми-бемоль-­минорной сонаты есть не что иное, как последовательности больших септим на протяжении 32 тактов. Позже Скрябин переделал первую часть в отдельную пьесу и издал под названием «Allegro appassionato», убрав большие септимы и сделав более благообразным звучание.

В двенадцатый том включены произведения разных жанров и исполнительских составов, тогда как в предыдущих соблюдается разграничение. Помимо фортепиано и оркестра, Скрябина редко привлекали другие инструменты и жанры. Обращение к ним – дело случая. Например, Романс для валторны и фортепиано написан под впечатлением игры моравско-­австрийского виртуоза-­валторниста Луи Савара и, возможно, ему предназначался. С ним композитор встретился в Одессе на премьере своего Фортепианного концерта. Единственный романс «Хотел бы я мечтой прекрасной…» написан для Наталии Секериной, юношеской любви Скрябина. Он не сохранился в законченном виде и был восстановлен впоследствии Л. Л. Сабанеевым и Т. Ф. Шлёцер, неоднократно исполнялся в концертах Н. П. Кошиц. Помещен здесь и единственный вокальный дуэт на собственные стихи композитора «Встретясь с тобой…», который также может исполняться в концертах.

И еще одна публикация в томе, уже вызвавшая большой интерес: факсимильное воспроизведение черновой тетради эскизов «Предварительного действа». Этот замысел вызывает всегда особый интерес, и не только у музыкантов. Но от него осталась, к сожалению, только тетрадь с краткими загадочными набросками. И не у одного почитателя скрябинского творчества эти наброски вызывали желание воплотить, «восстановить» их в цельном сочинении. В 1948 году композитор С. В. Протопопов представил свою версию «скрябинского» «Предварительного действа» для чтеца, хора и двух фортепиано. Спустя двадцать лет этой идеей увлекся А. П. Немтин, создав грандиозное сочинение в трех частях для оркестра, органа, смешанного хора, фортепиано и сопрано соло, неоднократно с огромным успехом исполнявшееся в России и за рубежом. В 1978 году на фестивале в Граце (Австрия) прозвучало симфоническое сочинение французского композитора Манфреда Келькеля, основанное на отдельных мотивах и созвучиях из черновых эскизов к «Предварительному действу».

ЕК 150 лет со дня рождения композитора. Остались ли ­какие-то непроясненные моменты, связанные с его наследием?

ВР Самые непроясненные вопросы в наследии композитора связаны с тем, что он не успел или не захотел записать. Например, между Третьей и Четвертой фортепианными сонатами им была сочинена еще одна соната соль минор, которую он, описывая Л. Л. Сабанееву, обозначил как № 4 ½. Соната была полностью сочинена, осталось только записать. Не записал, так как не удовлетворял финал. Музыка к «Предварительному действу» была, как он говорил Е. Ф. Гнесиной, полностью в его голове, осталась неприятная работа – записать ее. Не успел: помешала смерть…

Но есть вопросы и другого порядка. Например: когда была начата работа над Четвертой сонатой? Обычно значится 1901 год. Происходит это из-за упоминания работы над сонатой без указания тональности в письмах композитора к М. П. Беляеву (здесь, безусловно, имелась в виду соната № 4 ½), а также произвольного проставления номеров опусов сорока шести новых произведений (вошедших в опусы с 30-го по 43-й), которые Скрябин привез в Петербург издателю осенью 1903 года. По своему стилю и языку Четвертая соната ор. 30 никак не может следовать непосредственно после Фантазии ор. 28 и даже Второй симфонии (ор. 29). Она явно родилась в момент работы над окончанием Третьей симфонии, прежде нее должны были появиться и Поэмы ор. 32, и Этюды ор. 42.

ЕК Как вы считаете, сегодняшние пианисты, дирижеры чувствуют нерв музыки Скрябина – время и эстетика ведь совершенно изменились?! Или его музыка способна быть актуальной и сегодня?

ВР Мне кажется, что и сегодняшние пианисты и дирижеры способны ощущать нерв музыки Скрябина (это можно почувствовать в современных концертах). Да, время и эстетика совершенно изменились. Но, во-первых, нерв музыки Скрябина очень силен, а во-вторых, Скрябин видится теперь, когда слетела идеологическая шелуха, более объемным и многогранным явлением в нашей культуре.

Итоги года: с лупой и микроскопом Тема номера

Итоги года: с лупой и микроскопом

Вторая часть большого обзора

Итоги года: Изменяющее нас искусство Тема номера

Итоги года: Изменяющее нас искусство

Первая часть большого обзора

Скрипач на все времена Тема номера

Скрипач на все времена

К 100-летию Леонида Когана

Ремонтируя старые корабли Тема номера

Ремонтируя старые корабли

Журнал «Музыкальная жизнь» подвел итоги сезона 2023/2024