Валентина Рубцова: <br>Сегодняшние пианисты и дирижеры способны ощущать нерв музыки Скрябина Тема номера

Валентина Рубцова:
Сегодняшние пианисты и дирижеры способны ощущать нерв музыки Скрябина

В издательстве «Музыка» вышло Полное собрание сочинений Александра Скрябина

В чем его принципиальные отличия от предыдущего, Евгении Кривицкой (ЕК) рассказала научный редактор Собрания сочинений, доктор искусствоведения, главный редактор издательства «Музыка» Валентина Рубцова (ВР).

ВР Во-первых, Полное собрание сочинений А. Н. Скрябина, каковым является вышедшее двенадцатитомное издание, предпринято впервые. Во-вторых, предыдущие публикации не ставили целью охват всего скрябинского наследия с опорой на все сохранившиеся музыкальные источники с привлечением других документов – писем, свидетельств и воспоминаний современников.

В 1920–1930-е годы Музгизом было предпринято «Новое, исправленное издание фортепианных сочинений» Скрябина, редактором которого был Н. С. Жиляев, прекрасно знавший музыку композитора и близко общавшийся с ним в последние годы его жизни. Однако издание оказалось неполным, в 1938 году Жиляева, дружески общавшегося с маршалом Тухачевским, расстреляли.

В 1947, 1948, 1953 годах в Музгизе вышло Полное собрание фортепианных сочинений А. Н. Скрябина под общей редакцией К. Н. Игумнова (тома 1, 2), Л. Н. Оборина, Я. И. Мильштейна (том 3), куда вошли и некоторые сочинения, не печатавшиеся при жизни композитора.

Симфонические произведения готовились разными публикаторами как бы вне общего охвата наследия в целом. Из-за этого часть рукописных источников не попадала в поле зрения редакторов. Текст «Поэмы экстаза» в нашем издании, например, впервые после прижизненного издания сверен с рукописью партитуры, что помогло внести важные уточнения.

ЕК Расскажите, пожалуйста, подробнее о двенадцатом томе, где, как я прочла, изданы совсем неизвестные публике сочинения.

ВР В нем представлены произведения Скрябина, не вошедшие в основной список 74 опусов, опубликованных при его жизни. Большая часть относится к ранним юношеским сочинениям, но не только. Композитор был очень требователен к себе и порой оставлял почти готовое сочинение, если его ­что-то в нем не удовлетворяло. Так остались в рукописях две сонаты: соль-диез минор и ми-бемоль минор, Фантазия для фортепиано с оркестром ля минор; некоторые произведения сохранились незавершенными. Все они представляют несомненный интерес в плане исследования эволюции мышления композитора. К примеру, среди последних сочинений хорошо известны Три этюда ор. 65, основанные на непривычных звучаниях, что дало композитору возможность пошутить над собой: «В квинтах (о ужас!), в нонах (какая развращенность!) и… в больших септимах (окончательное падение!?)». Так вот, начало первой части юношеской ми-бемоль-­минорной сонаты есть не что иное, как последовательности больших септим на протяжении 32 тактов. Позже Скрябин переделал первую часть в отдельную пьесу и издал под названием «Allegro appassionato», убрав большие септимы и сделав более благообразным звучание.

В двенадцатый том включены произведения разных жанров и исполнительских составов, тогда как в предыдущих соблюдается разграничение. Помимо фортепиано и оркестра, Скрябина редко привлекали другие инструменты и жанры. Обращение к ним – дело случая. Например, Романс для валторны и фортепиано написан под впечатлением игры моравско-­австрийского виртуоза-­валторниста Луи Савара и, возможно, ему предназначался. С ним композитор встретился в Одессе на премьере своего Фортепианного концерта. Единственный романс «Хотел бы я мечтой прекрасной…» написан для Наталии Секериной, юношеской любви Скрябина. Он не сохранился в законченном виде и был восстановлен впоследствии Л. Л. Сабанеевым и Т. Ф. Шлёцер, неоднократно исполнялся в концертах Н. П. Кошиц. Помещен здесь и единственный вокальный дуэт на собственные стихи композитора «Встретясь с тобой…», который также может исполняться в концертах.

И еще одна публикация в томе, уже вызвавшая большой интерес: факсимильное воспроизведение черновой тетради эскизов «Предварительного действа». Этот замысел вызывает всегда особый интерес, и не только у музыкантов. Но от него осталась, к сожалению, только тетрадь с краткими загадочными набросками. И не у одного почитателя скрябинского творчества эти наброски вызывали желание воплотить, «восстановить» их в цельном сочинении. В 1948 году композитор С. В. Протопопов представил свою версию «скрябинского» «Предварительного действа» для чтеца, хора и двух фортепиано. Спустя двадцать лет этой идеей увлекся А. П. Немтин, создав грандиозное сочинение в трех частях для оркестра, органа, смешанного хора, фортепиано и сопрано соло, неоднократно с огромным успехом исполнявшееся в России и за рубежом. В 1978 году на фестивале в Граце (Австрия) прозвучало симфоническое сочинение французского композитора Манфреда Келькеля, основанное на отдельных мотивах и созвучиях из черновых эскизов к «Предварительному действу».

ЕК 150 лет со дня рождения композитора. Остались ли ­какие-то непроясненные моменты, связанные с его наследием?

ВР Самые непроясненные вопросы в наследии композитора связаны с тем, что он не успел или не захотел записать. Например, между Третьей и Четвертой фортепианными сонатами им была сочинена еще одна соната соль минор, которую он, описывая Л. Л. Сабанееву, обозначил как № 4 ½. Соната была полностью сочинена, осталось только записать. Не записал, так как не удовлетворял финал. Музыка к «Предварительному действу» была, как он говорил Е. Ф. Гнесиной, полностью в его голове, осталась неприятная работа – записать ее. Не успел: помешала смерть…

Но есть вопросы и другого порядка. Например: когда была начата работа над Четвертой сонатой? Обычно значится 1901 год. Происходит это из-за упоминания работы над сонатой без указания тональности в письмах композитора к М. П. Беляеву (здесь, безусловно, имелась в виду соната № 4 ½), а также произвольного проставления номеров опусов сорока шести новых произведений (вошедших в опусы с 30-го по 43-й), которые Скрябин привез в Петербург издателю осенью 1903 года. По своему стилю и языку Четвертая соната ор. 30 никак не может следовать непосредственно после Фантазии ор. 28 и даже Второй симфонии (ор. 29). Она явно родилась в момент работы над окончанием Третьей симфонии, прежде нее должны были появиться и Поэмы ор. 32, и Этюды ор. 42.

ЕК Как вы считаете, сегодняшние пианисты, дирижеры чувствуют нерв музыки Скрябина – время и эстетика ведь совершенно изменились?! Или его музыка способна быть актуальной и сегодня?

ВР Мне кажется, что и сегодняшние пианисты и дирижеры способны ощущать нерв музыки Скрябина (это можно почувствовать в современных концертах). Да, время и эстетика совершенно изменились. Но, во-первых, нерв музыки Скрябина очень силен, а во-вторых, Скрябин видится теперь, когда слетела идеологическая шелуха, более объемным и многогранным явлением в нашей культуре.

Феномен Глинки Тема номера

Феномен Глинки

Эссе к 220-летию со дня рождения композитора

«Мелодия» нашей жизни Тема номера

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Книга за семью печатями Тема номера

Книга за семью печатями

На Крещенском фестивале в «Новой Опере» исполнили российскую премьеру музыкального апокалипсиса

Кто боится дюшановского колеса? Тема номера

Кто боится дюшановского колеса?

К десятилетию ансамбля N’Caged