Валерий Гергиев: <br>Кризис начинался не вчера и не с коронавируса Персона

Валерий Гергиев:
Кризис начинался не вчера и не с коронавируса

Художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев немногословен и не разбрасывается интервью. Ему, человеку выступавшему едва ли не каждый день, наверное, сейчас сложнее всего. А кроме того – на его плечах огромнейшая империя Мариинского театра с тремя сценами и филиалами в других регионах России – театрами во Владивостоке, Владикавказе, масштабными фестивалями по всему миру. Впереди – перспектива многомесячного молчания и фактически угроза невостребованности профессии дирижера, артиста. Ниже мы публикуем программные комментарии Валерия Гергиева, высказанные в интервью телеканалу «Россия-1».

Ситуация в Мариинском театре

Наш коллектив привык работать и не терять чувство уверенности, мы реализовывали громадные проекты. Мы должны были выступать в Екатеринбурге, в Казани, ждали открытие Пасхального фестиваля, в рамках которого мы ежегодно приезжаем в 25-30 регионов нашей страны. Все мы хотим работать так же, как хотят работать электрики и водители. Хотят работать все, кто привык заниматься интеллектуальным или физическим трудом. Сегодня несколько миллиардов человек оказались в совершенно непривычной ситуации.

Виртуозы, разговоры и видеографика

Возможность общения с миром у нас есть благодаря нашей же интернет-платформе. Mariinsky.tv транслирует огромное количество программ на весь мир. Недавно мы перешли Рубикон – охватили 28 миллионов зрителей, у нас 60 миллионов просмотров. Я бы хотел довести эти цифры до 75 миллионов, потому что скоро мы будем праздновать 75-летие Победы во Второй мировой войне, было бы символически уместно собрать такую аудиторию. К тому же мы еще не подключили к сотрудничеству medici.tv и mezzo.tv, с ними мы и до ста миллионов дойдем. Оптимизм, вера и воля к тому, чтобы вернуться к нормальной жизни, как раз и подтверждены такими большими цифрами. На сегодняшний день в театре нет ни одного заболевшего коронавирусом. Музыка Моцарта и Чайковского, Вагнера и Верди или наших величайших современников живет в такое сложное время, с утра до ночи люди занимаются музыкой.

Судьба фестивалей

Надеюсь, будет перенесен «Пасхальный фестиваль», уже нависает угроза над фактом проведения фестиваля «Звезды белых ночей». Оба фестиваля живут десятилетиями, угроза, повисшая над их существованием, вызывает ни столько страх, сколько боль. Впервые «Звезды белых ночей» мы провели в 1993 году. Вы помните, каким был тот год? Бюджет большого фестиваля составлял тысячу долларов, мы все работали бесплатно: Дмитрий Хворостовский, Ольга Бородина, Арам Григорян, Юрий Башмет, Александр Торадзе. Все понимали, если любим музыку, свой театр, свою страну – надо идти работать.

Впервые на моем жизненном пути я сталкиваюсь с подобной ситуацией. Даже в годы войны Мариинский театр продолжал работать, все, кто остались здесь и не были эвакуированы в Пермь, продолжали выступать для жителей осажденного города во время голода и страшных морозов. Сейчас ситуация совершенно другая: какая-то мистика, никто не может внятно и просто объяснить, что, собственно, происходит. Птицы гибнут, пчелы вымирают миллионами – что-то происходит, но невозможно это оценить. Нужен коллективный разум, чтобы преодолеть сложившийся кризис.

О пандемии

Я не могу вдаваться в поиски корней кризиса, даже ученые до сих пор не разобрались, врачи говорят совершенно по-разному. Мы будем надеяться, что наша собственная концентрация, силы крупнейших ученых, помогут выйти из кризиса. Очень трудно слышать и соглашаться: все продлится еще пять месяцев, может быть, и до Нового года…

То, что едва ли не гибнет и мировая экономика, не может не пугать. Многие сейчас проходят через ужасные испытания. Не каждый работает в организациях, где его могут поддержать. У многих на руках дети, престарелые родители. Не у всех есть сбережения, непонятно, как расплачиваться, например, по ипотеке. Как быть с арендой? Масса вопросов. Вы можете себе представить, что лучшие солисты Мариинского театра не выходили на сцену уже месяца полтора-два? У них нет никакого дохода.  И родной коллектив должен их сегодня поддержать. Кроме того, мы не бросили тех, кто является, с одной стороны, украшением театра, с другой, артистом, который работает на контрактной основе. Мы, руководители крупных учреждений, обязаны в непростых ситуациях очень четко и прямо, иногда даже мужественно ответить на непростые вопросы, которых очень много: отпуск, премии.

Лолита, девочка моя

Однозначно, мир выйдет из пандемии изменившимся, многие предрекают ужасающие размеры катастрофы. Сейчас беда оказалась общей, все должны вместе научиться преодолевать трудности. Мы, музыканты, работаем как единый оркестр. Мировым политикам этого не хватало, что все острее чувствовалось. Санкции – даже произносить это слово неприятно! Кто ты такой, чтобы налагать санкции на другого? Все мы – граждане Земли. Кризис начинался не вчера и не с коронавируса. Может быть, люди наконец-то проснутся и смогут выйти на откровенный разговор в мировом масштабе. Пусть возьмут пример с музыкантов, мы друг друга понимаем быстро.

Анна Поспелова: <br>Поиск новизны – это не про меня Персона

Анна Поспелова:
Поиск новизны – это не про меня

«Музыкальная жизнь» продолжает публикацию цикла интервью из книги Сергея Уварова «Голос миллениалов», готовящейся к изданию Союзом композиторов России

Эва Яблчиньска и Дариуш Купински: <br>Важно сохранять репертуарный баланс Персона

Эва Яблчиньска и Дариуш Купински:
Важно сохранять репертуарный баланс

Kupinski Guitar Duo: Эва Яблчиньска и Дариуш Купински, один из лучших классических гитарных дуэтов Европы, завершил программу мероприятий VII Международного фестиваля-конкурса гитаристов имени А.

Ильдар Абдразаков: <br>Дон Жуан выступает за свободу действий Персона

Ильдар Абдразаков:
Дон Жуан выступает за свободу действий

Имя Ильдара Абдразакова в составе той или иной постановки неизменно привлекает публику, в какой бы стране ни выступал самый успешный на сегодняшний день российский бас.

Виктор Авиат: <br>Любому театру в ­какой-то момент необходим «чужестранец» Персона

Виктор Авиат:
Любому театру в ­какой-то момент необходим «чужестранец»

Французский музыкант Виктор Авиат проделал уже переставший быть неординарным профессиональный путь от инструменталиста до дирижера.