Валерий Гергиев представит петербуржцам образцового «Дона Карлоса»

02.06.2022
Валерий Гергиев представит петербуржцам образцового «Дона Карлоса»

В Мариинском театре продолжается XXX Международный музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей». В спектакле «Дон Карлос» 6 июня на сцену Мариинского-2 выйдут Хибла Герзмава и Ильдар Абдразаков, Нажмиддин Мавлянов, Екатерина Семенчук и Алексей Марков.

Валерию Гергиеву, который давно питает любовь к этой темной по колориту опере, удалось собрать в одном месте и в один вечер настоящую лигу звезд. Хибла Герзмава и Нажмиддин Мавлянов сотрудничают с Мариинским как приглашенные артисты; трое других — Екатерина Семенчук, Ильдар Абдразаков и Алексей Марков — штатные солисты театра, которые сделали блестящую международную карьеру и часто поют по приглашению ведущих оперных домов мира.

«Дон Карлос» — опера больших голосов, больших страстей, больших звуковых и временны́х объемов: словом, настоящая grand opéra. Она была написана для главной парижской сцены, в соответствии со стилистикой жанра, с развернутыми массовыми сценами, убийствами, мистикой и балетом. Для постановок на родине композитора «Дон Карлос» был переведен на итальянский и существенно сокращен. Сегодня в Мариинском театре идет версия на итальянском языке — в четырех актах.

Действие происходит в Испании XVI века, во времена правления могущественного короля Филиппа II; драматичную историю его женитьбы на невесте сына переосмыслил немецкий просветитель-либерал Шиллер, Верди же и его французские либреттисты — сначала Жозеф Мери, после его смерти — Камиль дю Локль — творили в русле романтической эстетики XIX столетия. Работая над национально-освободительной линией оперы, композитор, несомненно, вдохновлялся идеалами итальянского Рисорджименто.

Партитура «Дон Карлоса» пронизана хоральностью и чеканной маршевой ритмикой; на этом суровом и темном фоне, как на черном испанском бархате, сверкают изумительные драгоценности вердиевских мелодий.

В Мариинском театре «Дон Карлос» идет в постановке итальянского режиссера Джорджо Барберио Корсетти. Декорации этого спектакля минималистичны, тщательно проработанные костюмы — эффектны. Деликатная, экономная режиссура дает простор великолепным вердиевским голосам.