В Тамбове и Ивановке прошел масштабный фестиваль «Весь Рахманинов». Перед жителями региона выступили знаменитые российские артисты и коллективы: сопрано Хибла Герзмава, пианисты Денис Мацуев и Иван Бессонов, Хор и оркестр Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского, труппа московского театра «Геликон-опера» со спектаклем «Алеко». Над организацией совместно работали «Росконцерт» и «Тамбовтеатр» при поддержке Министерства культуры РФ и Министерства культуры Тамбовской области.
Центральная площадь Тамбова в эти дни превратилась в импровизированный концертный зал под открытым небом, который в течение двух вечеров посетило несколько тысяч человек. Прозвучали такие сочинения Рахманинова, как Симфоническая поэма «Колокола», где солировали Юлия Томина, Максим Сажин, Руслан Розыев, «Симфонические танцы», «Рапсодия на тему Паганини» и Третий фортепианный концерт Рахманинова, опера «Алеко» в сценической версии режиссера Ростислава Протасова и артистов «Геликон-оперы», романсы, которые Хибла Герзмава спела в дуэте с пианисткой Екатериной Ганелиной.
В преддверии праздника на здании железнодорожного вокзала в Тамбове открыли мемориальную доску работы скульптора Константина Малофеева, посвященную Сергею Рахманинову. А в Выставочном зале Тамбовского областного краеведческого музея открыли выставки из фондов Российского национального музея музыки «Сергей Рахманинов. Молодые годы» к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова. По словам генерального директора РНММ Михаила Брызгалова, экспозиция, включающая подлинные вещи и документы юбиляра, продлится до сентября 2023 года.
А на третий день музыканты отправились в Ивановку, где расположен всемирно известный Музей-заповедник С. В. Рахманинова. Несколько лет назад там был построен летний концертный зал, где и завершился рахманиновский марафон. По окончании Евгения Кривицкая (ЕК) попросила поделиться впечатлениями народного артиста РФ, руководителя Госкапеллы России Валерия Полянского (ВП).
ЕК Валерий Кузьмич, для нас Тамбов и Ивановка овеяны музыкой и личностью Рахманинова. Вы ощущали особую энергетику этих мест?
ВП Безусловно. Когда-то мы ездили в Пушкинские горы с концертом, а потом Семен Гейченко водил нас по музею. И возникало такое ощущение, что Александр Сергеевич Пушкин где-то рядом и вот-вот вернется в дом. И тут такое же впечатление: казалось, что Рахманинов только что вышел и пошел на свою красную дорожку сочинять музыку.
ЕК Вы бывали здесь раньше?
ВП Первый раз я приезжал в Тамбов и Ивановку 41 год назад. Тогда проходил Первый рахманиновский фестиваль, и его руководитель, профессор Московской консерватории Виктор Мержанов, пригласил меня с моим хором спеть «Всенощное бдение». Второй раз я вернулся сюда в 2006 году: принимал участие в открытии памятника Сергею Рахманинову работы скульптора Александра Рукавишникова, установленного на набережной в Тамбове.
ЕК Сейчас многое изменилось, в Ивановке есть теперь летний концертный зал. Какие впечатления?
ВП Зал в Ивановке удачно спроектирован, даже показалось, что можно было бы играть без подзвучки. Над сценой и залом есть крыша – звук отражается, и можно слушать музыку в естественной акустике. Но звукорежиссеры сработали очень профессионально, отзывы от зрителей о качестве звука, балансе были самые хорошие.
ЕК Ноты не улетали?
ВП Нет. Коробка сцены нас защищала, а вот в Тамбове оказалось посложнее, особенно ветренно было в первый вечер. Но вся организация, работа команды «Росконцерта» была на высоте – встречали на высшем уровне, весь репетиционный процесс был отлажен, так что я мог полностью погрузиться в творческий процесс.
ЕК Как встретила вас тамбовская публика?
ВП Был потрясающий прием. В Тамбове на площади собралось огромное количество людей: было поставлено более двух тысяч сидячих мест, а по подсчетам прошедших через рамку всего нас услышало порядка семи тысяч человек. Конечно, когда поворачиваешься со сцены и смотришь на море зрителей – это впечатляет. А главное, слушали очень внимательно, реакция была удивительная. Такое впечатление, что все семь тысяч человек оказались ярыми знатоками и поклонниками творчества Рахманинова.
Казалось, что происходит какое-то священнодействие: музыка оказала на людей магическое воздействие.
В эти дни с нами встречался губернатор Тамбовской области Максим Егоров, мы обсуждали, что, конечно, нужно строить полноценный концертный зал, чтобы Ивановка стала музыкальной Меккой. А в качестве куратора этого проекта губернатор планирует пригласить Валерия Гергиева, обладающего колоссальным опытом в этих вопросах. Денис Мацуев правильно сказал, что у нас есть две «иконы» – Чайковский и Рахманинов, нужно их сохранять и культивировать их творчество. Максим Егоров – энтузиаст, много делающий для искусства и культуры региона. Он поддерживает развитие местного симфонического оркестра – это здорово. Для тамбовчан имя Рахманинова – как маяк, на который надо равняться.
ЕК С Денисом Мацуевым вы исполняли Третий концерт Рахманинова. Это сочинение вы раньше играли вместе?
ВП Как сказал Денис, «а зачем нам репетировать, мы же его играли в 2001 году?».
ЕК Это было во время ваших совместных гастролей в США?
ВП Да, мы с Денисом там исполняли много музыки: Второй и Третий концерты Рахманинова, Третий концерт Прокофьева, Первый Чайковского, Шостаковича… Так получилось, что я участвовал вначале в гастролях оркестра Большого театра, а потом с Госкапеллой. Турне состоялись с разницей в два месяца, и оба раза с нами выступал Денис Мацуев. Так что в Тамбове мы порепетировали прямо в день открытия фестиваля и практически сразу пошли на сцену. Взаимопонимание было полное.
ЕК Денис иногда берет сверхбыстрые темпы – вы были к этому готовы?
ВП Сам Денис признается, что сыграл Третий концерт около трехсот раз, и он настолько свободен в этой музыке, что в момент исполнения у него бывает естественная творческая импровизация. Возможно, это и пугает кого-то. Но нам с ним было удобно, мы друг друга понимали с ползвука. Он моментально откликался на то, что ему предлагал оркестр, а оркестр отвечал ему взаимностью.
ЕК В вашей программе участвовал еще один солист – Иван Бессонов.
ВП Как раз с ним я встретился впервые и могу сказать о нем самые добрые слова. Он настоящий профессионал. У него один недостаток есть, который со временем проходит, – это его возраст (улыбается). Он как раз иногда увлекается быстрыми темпами, но музыкант очень серьезный, у него прекрасная техника, отличный вкус. Несмотря на то, что ему всего двадцать лет, он зрелый музыкант. Хорошо слушает оркестр, знает партитуру – все грани формы, переходы очень логичны. Рапсодию на тему Паганини я играл со многими пианистами, мне есть с кем сравнить. И скажу, что Иван Бессонов – достойный победитель Конкурса Рахманинова. При этом скромный молодой человек, и это приятно. Если он сохранит все эти качества, то добьется еще больших успехов.
ЕК Валерий Кузьмич, вы возглавляете Рахманиновское общество, проводили целые фестивали «Коллекция шедевров» в честь Рахманинова. Можно ли сказать, что этот композитор занимает особое место в вашей судьбе и сыграл какую-то важную роль в вашей карьере?
ВП Безусловно, были поворотные моменты, связанные с ним. Например, когда я набрался смелости, пошел на прием к замминистра культуры СССР Георгию Александровичу Иванову и сказал: «Мне стыдно, что французы, англичане, болгары поют “Всенощное бдение” Рахманинова, но это ничего общего не имеет с русской традицией». И я убедил его разрешить мне с моим хором поехать и записать «Всенощное бдение» в Смоленском соборе. В то время, в 1986 году, в нем был настоятелем нынешний патриарх Кирилл, а тогда – митрополит Смоленский и Калининградский. Он тогда нам очень помог: перенес службы из основного храма в малый храм, дав нам возможность по вечерам записывать. С нами приехал тонваген из Москвы, звукорежиссеры фирмы «Мелодия» Елена Бунеева и Игорь Вепринцев. Это была зима, на улице стоял дикий холод – минус тридцать. Нам помогли друзья: затащили на хоры (а это примерно высота в 14 этажей) трамвайный обогреватель, и нам удалось нагреть воздух примерно до плюс 14–15 градусов. Это был такой маленький совместный подвиг. Я был очень счастлив, когда удалось воплотить мою мечту.
Кроме «Всенощного бдения» мы записали в Смоленском соборе диск духовной музыки с Ириной Архиповой, а позднее мы приехали вновь и сделали запись «Литургии Иоанна Златоуста» Рахманинова и двух десятков концертов Бортнянского. Если бы не Кирилл, не знаю, как бы все состоялось. Так что ему низкий поклон и благодарность не только от меня, но и от всех тех, кто уже несколько десятков лет по всему миру слушает наши записи.