Вариации на тему «удовольствие» События

Вариации на тему «удовольствие»

Трио Даниила Крамера внесло разнообразие в интернет-трансляции из Большого зала консерватории

Безвозвратно ушло время, когда великие классические музыканты  (вспомним Бруно Вальтера) называли джаз личным оскорблением. Хотя Вальтера можно понять. В его музыкальном сердце не могли сдружиться фантасмагорические лендлеры из симфоний Малера и легковесная танцевальность первых регтаймов. И, вероятно, он огорчался за своего младшего друга Иегуди Менухина, способного в один вечер вместе с ним исполнять Концерт Бетховена, а в другой – свинговать с Дюком Эллингтоном и Стефаном Граппелли. Но джаз так уверенно себя чувствует, обогащая все виды и жанры музыки, что едва ли можно удивиться универсальным талантам Менухина или Бенни Гудмена. И уж совершенно естественным представляется сегодня джазовый вечер в консерваторских стенах.

Так думает и разносторонний музыкант с академической закалкой Даниил Крамер, не страшась вместе с коллегами выступить даже в пустом (вынужденно пустом) Большом зале консерватории, наедине с бессловесными объективами телекамер. Но отсутствие публики почти условно. Со скоростью Интернет-соединений энергия исполнителей переливается тысячам слушателей. А как именно? Приблизительно так…  Гармонии обволакивают. Вкрадчивые синкопы приводят мышцы в приятный тонус. Тут же открываешь преимущество в том, что находишься дома. Можно не сдерживаться и слушать всем телом. Музыка рождается при тебе, сейчас, в прямом эфире. И ты почти соучаствуешь в рождении, разделяя чувства артистов. Отбиваешь метр, двигаешься с изменчивыми ритмами. Увлекаешься торжеством чистой виртуозности, которая возникает во взаимном доверии исполнителей к своим инструментам. Вслушиваешься в праздничный и светлый звук рояля, чувственный тембр контрабаса, деликатный фундамент ударных. Переживаешь контрасты состояний, образов, темпов – от затаенного полушепота до громогласных всплесков. Слушаешь и смотришь: пылкий наэлектризованный Даниил Крамер, невозмутимо надежный Александр Зингер, уверенно женственная Дарья Чернакова. Попеременные улыбки, живая мимика, искристые взгляды. И во всем – заразительный артистизм, свобода, серьезное озорство, интеллигентность и экспрессия по законам сценической эстетики.

Вместе с музыкантами исполняешь собственные вариации на тему «Удовольствие». И приходишь к выводу: напрасно мы страшимся того, что привычные модели взаимоотношений между искусством и человеком изменятся до неузнаваемости. Джаз отвечает нам: вслушайтесь, каждая композиция многослойна, в каждой зашифрована история. Классические темы (в этот раз Шопена и Чайковского) и джазовый стандарт из 30-40-х годов прошлого века (Дж.Гершвина, Х.Кармайкла, Дж.Керна, Ф.Уоллера) свободно уживаются с сочинениями из других, более поздних времен (Ч.Кориа и самого Д.Крамера) и звучат вполне современно. Настоящее необязательно обесценивает прошлое, но может развивать его в импровизационной форме. Разве не обнадеживающее послание?

Джаз всегда и при любых обстоятельствах – это акция общения. Каждое высказывание партнеров по импровизации похоже на устную речь, где появляется элемент непредсказуемости даже для самого говорящего. Но «собеседники» уважают, понимают и дополняют друг друга, больше всего и одновременно меньше всего нуждаясь в аудитории. Однако, поздравляя Даниила Борисовича с юбилеем, я желаю, чтобы в будущем не было таких причин, по которым утихли бы овации на его концертах!

Остается только сказать, что эта статья – дерзкий набег на чужую территорию. По роду интересов, в общем-то далеких от джаза, автору не дотянуться до знатоков-гурманов, раскладывающих слушательские впечатления на оттенки вкуса. Но спасовать значило бы подвести читателей, а заодно снести упрек пианиста Фридриха Гульды. Он, как известно, упрекал критиков, запертых в своем «классическом гетто». Да, за границы гетто обязательно нужно выходить, как вышел джаз за пределы Гарлема. Еще и потому, что здесь открывается тема для других, очень злободневных вариаций – победы искусства над ограничениями, которые преподносит жизнь.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди