Варшавская зима События

Варшавская зима

Премьера сочинения Софии Губайдулиной в Варшаве

В празднично иллюминированной по случаю Рождества и новолетия Варшаве, в прекрасном зале Варшавской филармонии, состоялся концерт Оркестра Варшавской филармонии под управлением Андрея Борейко (концерт был повторен на следующий день). Некогда выпускник Петербургской консерватории, а ныне дирижер с мировым именем и огромным опытом работы с лучшими европейскими и американскими оркестрами, Борейко третий год является художественным руководителем филармонии.

Он из тех дирижеров, кто не боится нарушить рутинное течение стандартных концертных программ, интригует и будоражит публику репертуарными открытиями. На этот раз в начале программы вместо традиционной увертюры прозвучала симфоническая поэма Вила-­Лобоса «Амазонка», датированная автором 1917 годом. К этому времени в мире еще не утихли отголоски скандальной премьеры «Весны священной» Стравинского; тема первобытной экзотики привлекала своей свежестью и была близка бразильскому композитору, с юности увлекавшемуся фольклором индейских народов, населявших джунгли Амазонки. Он избрал для сочинения программу, в ­чем-то близкую «Весне священной»: прекрасную девушку, любимицу богов, преследует и губит злой демон лесов. В партитуре слышна разноголосица джунглей: птичий щебет деревянных духовых, угрожающие возгласы тромбонов, ритуальные удары литавр. Все это очень близко атмосфере новаторского опуса Стравинского, но с ориентацией на бразильский фольклорный материал. В партитуру включены два необычных инструмента: виола д’амур (для воспроизведения нежнейших, как дуновение ветерка, арпеджио) и «виолинофон» – скрипка, дополненная металлическим раструбом, наподобие трубы граммофона. (Перед исполнением эти инструменты с комментариями были продемонстрированы публике.) Сочинение впервые было исполнено только в 1929 году в Париже, и биографы композитора полагают, что к этому времени оно было основательно переработано автором под влиянием новейших течений, процветавших в музыкальной столице мира того времени.

Борейко поставил перед собой непростую задачу: после сложного по языку 15-минутного произведения (с расширенным составом оркестра, полиритмическими ухищрениями, остинато, мощными кульминациями) состоялась варшавская премьера еще не исполнявшегося в России «Тройного концерта» Софии Губайдулиной для скрипки, виолончели и баяна с оркестром (2017).

В этом «сверхпозднем» сочинении, в преддверии своего девяностолетия, Губайдулина выходит за пределы собственно музыкального в область философии и космогонии. Композицией управляет идея троичности: три солиста, трехчастная репризная форма, роль терций и трезвучий. В ярких образах и с захватывающей драматургией Губайдулина творит свой музыкальный космос из «праэлементов мироздания» – интервальных шагов, трезвучий, обертонового ряда, хроматической гаммы. Сквозь «рев» раздувающего мехи баяна, контрабасов и контрабасовой тубы, в котором слышна мощь сотворения мира, пробивается «человеческий» голос (благозвучные «романтические» параллельные децимы у солистов).

При огромном составе оркестра и мощи его звучания солисты не теряют своей ведущей роли. Подобно Тройному концерту Бетховена или Двой­ному Брамса, виолончель – главный протагонист произведения, носитель императивного начала. Скрипка, как правило, звучит как лирический человеческий голос, баян – в предельно низком или высочайшем регистре – как символ безграничности мироздания. Совместные каденции солистов – дань жанру концерта – создают кульминации, которые затем десятикратно усиливает оркестр.

София Губайдулина, «Тройной концерт». Оркестр Варшавской филармонии, дирижер – Андрей Борейко, солисты – Иван Монигетти, Петр Плавнер и Клаудиуш Баран

Важно, что сочинение оказалось в руках больших музыкантов, знатоков современной музыки и ценителей творчества Губайдулиной. Русский виолончелист Иван Монигетти – яркий солист с высокой международной репутацией, профессор Базельской музыкальной академии и Высшей музыкальной школы королевы Софии в Мадриде, доктор Honoris causa Краковской музыкальной академии, заслуженный деятель культуры Польши. За свою артистическую карьеру он исполнил практически все виолончельные сочинения Губайдулиной и сделал записи многих из них. Он был первым советским музыкантом, записавшим Detto для виолончели и камерного оркестра Губайдулиной на фирме «Мелодия» в те годы, когда творчество композитора замалчивалось и считалось сомнительным официальной советской номенклатурой. Ивану Монигетти посвящено Ravvedimento («Покаяние») для виолончели и четырех гитар.

Два других солиста – также исполнители высокого класса. Петр Плавнер – польский скрипач, живущий в Швейцарии, лауреат первых премий престижных международных конкурсов – имени Венявского в Познани и мюнхенского ARD. Клаудиуш Баран – предводитель польской школы аккордеона и баяна, директор Музыкального университета имени Фридерика Шопена в Варшаве, не раз участвовавший в исполнении сочинений Губайдулиной, в том числе в дуэте с Монигетти.

Публика, «закаленная» программами Варшавской осени, оценила своеобразие и силу музыки Губайдулиной и блестящее исполнение и приветствовала музыкантов «стэндинг овэйшн».

После первобытной экзотики поэмы Вила-­Лобоса и космических катаклизмов Губайдулиной звучание струнных пианиссимо в начале «Фантастической симфонии» Берлиоза (второе отделение концерта) произвело шоковый эффект переключения в другой мир, романтически трепетный и утонченный. Этому сопутствовало «таинство перевоплощения» дирижера – из демиурга с мощным императивом и сильнейшей энергетикой в поэта-­романтика, импульсивно и вдохновенно повествующего о лирической драме души. К дирижерским удачам, доступным только большому мастеру, можно отнести завидную пластику оркестровой фразировки в вальсе второй части, завораживающе медленное течение времени в «Сцене в полях». Масштаб дирижера, его темперамент и умение создавать яркие кульминации в очередной раз раскрылись в двух последних частях – в «Шествии на казнь» и особенно в инфернальном «шабаше» финала. И здесь невольно возникли ассоциации с первым отделением концерта. Ведь композиторы следующих поколений во многом обязаны «авангардным» новациям Берлиоза (программность, эксперименты с гармонией и ритмом, увеличение оркестрового состава, введение в оркестр новых инструментов). И программа концерта, ставшего большой творческой удачей исполнителей, лишний раз позволила ощутить глубокую связь времен, объединив творения композиторов-­новаторов трех столетий – девятнадцатого, двадцатого и двадцать первого.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»