С 30 июня по 13 июля в подмосковной Истре пройдет фестиваль «Лето. Музыка. Музей», одним из идеологов которого выступил худрук нескольких европейских оркестров и главный приглашенный дирижер ГАСО имени Е.Ф. Светланова – Василий Петренко. В беседе с Юлией Чечиковой он поведал о том, почему столь существенен выбор локации, а также рассказал о перспективах фестиваля.
ЮЧ Василий, вам никогда прежде не доводилось выступать в России в качестве идейного вдохновителя музыкального фестиваля. Не было потребности, площадки, поддержки? Или же просто ждали, когда все звезды сойдутся?
ВП Помимо площадки, бюджета и сошедшихся звезд для любого фестиваля, не обязательно в России, необходимы вдохновение, атмосфера, которые связаны с его локацией. Новый Иерусалим – уникальное место с невероятной историей и энергетикой! Это – залог того, что фестиваль получится особенным и неповторимым.
ЮЧ Какое впечатление произвело на вас первое посещение музейного комплекса в Истре?
ВП К своему стыду, мало что знал о Новом Иерусалиме. Много раз был в «просто» Иерусалиме. Очень рад, что в Подмосковье хранят духовные традиции, помнят историю страны. Сама идея Ново-Иерусалимского монастыря несколько столетий подразумевала некий симбиоз старого и нового, сегодня это направление продолжено – неподалеку, в окружении природного ландшафта, возведен современный, многофункциональный музейный комплекс. Всегда интересно выступать в таких местах: музыка приобретает особые краски и звучит иначе, чем в концертном зале.
ЮЧ Соорганизатор фестиваля – Максим Дунаевский. Какие у вас общие точки пересечения?
ВП Мы познакомились на одном из моих концертов в Москве. Максим – представитель знаменитой музыкальной династии, но очень современный человек. Мне, как и ему, тоже близки идеи актуальности классической музыки.
ЮЧ Какие моменты учитывали при составлении программы?
ВП Программа трех главных концертов на фестивале представляет российских дирижеров и солистов, сделавших карьеру за рубежом. При этом хотелось взять те сочинения, которые, являясь хитами, остаются в категории «серьезной» классической музыки.
ЮЧ Как в программе возникла цифра «5»? Симфонии с этим номером звучат в трех вечерах.
ВП Пятые симфонии всегда занимали особенное место в творческом наследии композиторов – помимо Малера, Прокофьева и Чайковского, это Бетховен, Сибелиус, Дворжак, Шостакович… Наряду с девятыми это наиболее популярные произведения. Магия чисел!
ЮЧ Себе вы оставили Пятую Малера.
ВП Эта симфония была поворотным моментом в творчестве композитора. После первых четырех симфоний, напрямую связанных с песенным наследием Малера, в Пятой происходит сознательный уход в мир «чистого оркестра», менее связанный со словом и дающий слушателю больше возможностей косвенных персональных аллюзий. Четвертая часть – наверное, самое оригинальное любовное письмо в истории музыки. Она популярна, но мне не менее интересна борьба героя за личное счастье на протяжении всей симфонии. Финал является, вероятно, одной из самых позитивных частей всех симфоний Малера.
ЮЧ По какой причине Малер неоднократно возвращался к Пятой, а незадолго до кончины даже переоркестровал?
ВП Малер всегда находился в поиске совершенства – и как композитор, и как дирижер. Поэтому он бесконечно вносил правки во многие свои сочинения, стремясь их улучшить, а также вмешивался в оркестровку пьес других авторов, включая симфонии Бетховена.
ЮЧ Возвращаясь к фестивалю: вы могли бы сделать его исключительно монографическим, но предпочли пригласить своих коллег – Владимира Юровского и Андрея Борейко.
ВП Это в интересах и Госоркестра имени Светланова, с которым мы будем выступать, и самой публики: сыграть и услышать дирижеров с разными музыкальными взглядами. Одно из главных преимуществ классической музыки – ее разнообразие!
ЮЧ Вы много выступали в разных странах на открытых площадках. Какие подводныекамни существуют, помимо превратностей погоды? И как решается вопрос с акустикой местности?
ВП Open air бывает разный. Разумеется, погодные условия вносят коррективы, не только в концерты, но и репетиции. К примеру, на фестивале Hollywood Bowl в Лос-Анджелесе очень трудно репетировать утром, так как жаркое калифорнийское солнце светит прямо на сцену; а в Графенегге в Австрии, напротив, утром бывает слишком прохладно… Акустически все наиболее известные фестивали в мире используют подзвучку, это непростая задача – сохранить естественность оркестрового звучания на большом пространстве (во многих местах одни и те же звукорежиссеры работают над этим десятилетиями!), но современные технологии позволяют максимально приблизить качество звучания к концертному залу. В некоторых местах возникают проблемы с механическими шумами, особенно автомобилями и авиацией, но это решаемо. Ну а звуки природы только дополняют музыку!