Вавилон искусств и развлечений История

Вавилон искусств и развлечений

Лондонский Альберт-холл отмечает 150-летие со дня открытия

Напоминающий своей массивной конструкцией одновременно римский Колизей и Вавилонскую башню, Королевский Альберт-холл задумывался как пространство для свободного диалога и культурного обмена. Этой идее он верен и по сей день, собирая под своим гигантским куполом благодарную аудиторию и предлагая ей самые экстравагантные зрелища, которые обращаются в прекрасное искусство и добрые развлечения.

На самом деле история Альберт-­холла берет свое начало не полтора столетия назад, а намного раньше – и с события, не имеющего прямого отношения к искусству. В 1851 году в Лондоне состоялся, говоря современным языком, всемирный смотр науки и техники – со свой­ственным викторианской Англии преувеличением названный «Великой выставкой промышленных работ всех народов». Принц-консорт Альберт, супруг королевы Виктории, лично занимался организацией крупнейшего в то время международного форума, задачей которого было провозгласить победу промышленной революции, и по его же инициативе в Гайд-парке из стекла и стали был построен Хрустальный дворец, вмещавший свыше четырнадцати тысяч посетителей.

Вся прибыль от успешно проведенного фестиваля пошла на покупку и благоустройство Южного Кенсингтона – лондонского района, где теперь располагаются Музей естествознания, Политехнический музей, Музей Виктории и Альберта, Королевское географическое общество, Королевский колледж музыки. Центром этого Альбертополиса должен был стать грандиозный концертный зал, идею о котором, вдохновившись впоследствии разобранным Хрустальным дворцом, долгие годы вынашивал принц, так и не успевший реализовать свою мечту. Ее воплотила королева Виктория. Часть денег на строительство собирали через предварительную продажу абонементов. Первые двадцать купила королевская семья – до сих пор эти места составляют почетную королевскую ложу. 29 марта 1871 года – спустя десять лет после смерти принца Альберта – в память о нем в Лондоне был открыт Королевский Альберт-холл.

Свою славу зал смог приобрести не сразу. Здание было спроектировано с инженерским уклоном: архитекторы лишь формально контролировали развитие проекта. Отсюда в сооружении, выполненном по примеру римского амфитеатра, присутствует столь сильный функциональный акцент. На строительство зала ушло четыре года – и если бы нечто подобное решили построить сегодня, то заказчику пришлось бы потратить более двадцати миллионов фунтов стерлингов. Интересно, что публика изначально довольно скептично относилась к архитектурной отделке здания, не видя в нем ничего интересного, – точно так же, как позже парижане не могли понять, что же примечательного можно найти в гигантской башне, «изуродовавшей» облик города.

Архитектурным символом Лондона Альберт-холл, может, и не стал, но однозначно занял свое прочное место в хронике мировой культуры. Хотя и тут не все так просто: изначально в зале проходили довольно сомнительные мероприятия, имевшие неоднозначный успех. Яркий пример – периодические шоу хоров в тысячу человек, лавиной звука обрушивавшихся на слушателей, ради забавы ждавших громоподобных кульминаций.

В 1891 году зал был переделан под макет города из первого в истории научно-­фантастического романа «Врил: сила грядущей расы» – о магической энергии, позволяющей ее обладателям завоевать мир и переродиться в новую расу. Помимо прочего, экспозиция включала демонстрацию манекенов представителей нового человеческого вида, а в программу праздника обязательно входили шоу собаки-­гадалки. Отдельным номером шли костюмированные балы по мотивам популярного романа, где танцующие в перерывах могли побаловать себя чашечкой символизировавшего энергию врил горячего напитка на основе говяжьей крови. Позже зал не раз подвергался интерьерным трансформациям, ведь балы приносили хорошие деньги. Так, например, в 1911 году по случаю Шекс­пировского мемориального бала Альберт-холл вдруг превратился в сказочный лес с настоящими зелеными лужайками и живыми цветами.

Вообще, Альберт-холл никогда не боялся экспериментов и поощрял диковинную зрелищность проходивших в его стенах мероприятий. На этой площадке впервые состоялись многие спортивные события (не только научно-­фантастический дебош). Таким был чемпионат мира по бодибилдингу 1901 года, позже – чемпионат мира по настольному теннису, а в 1991 году там был проведен первый за пределами Японии турнир по сумо, что создало немало проблем – например, все кресла в зале пришлось укреплять во избежание их поломки. В июле 1930 года там вызывали дух создателя Шерлока Холмса: ясновидящий перед аудиторией в десять тысяч человек и в присутствии вдовы пытался связаться с умершим за несколько дней до сеанса Артуром Конан Дойлем, входившим в состав судей на все том же соревновании по бодибилдингу.

Ежегодно Альберт-холл становится главной площадкой самого масштабного музыкального фестиваля в Европе Proms. В этом году организаторы обещают вместо альтернативных онлайн-концертов полноценную программу с публикой в зале. Открытие запланировано на 30 июля

Собрания суфражисток, съезды Британского союза фашистов, боксерские поединки, сумасшедшие рок-концерты, после которых выступления нескольких групп были официально запрещены: зрители нанесли залу серьезный урон, пробив пол в нескольких ложах, – чего только не случалось в Альберт-­холле за его полуторавековую историю! В 1968 году здесь провели «Евровидение». В том же году Джон Леннон и Йоко Оно показали там свой знаменитый 45-минутный перформанс «Алхимическая свадьба», во время которого пара сидела не шелохнувшись внутри большого белого мешка –некоторые зрители были настолько поражены увиденным, что в знак признательности решили обнажиться прямо в зрительном зале. В 1977-м ABBA завершила в Альберт-­холле свой легендарный гастрольный тур по Европе. Там выступали The Beatles, Deep Purple, Pink Floyd, Led Zeppelin, Depeche Mode…

Сегодня Альберт-холл также воспринимается как символ классического искусства и является обязательным пунктом к посещению для путешествующих меломанов. Прочные ассоциации с академической музыкой зал приобрел благодаря выступлениям на его сцене великих музыкантов. В мае 1877 года в зале состоялся Большой фестиваль музыки Рихарда Вагнера – сам композитор, стоя за пультом, открывал каждый из восьми концертов, а затем передавал дирижерскую палочку Гансу Рихтеру и усаживался в роскошное кресло, специально установленное для него в углу сцены, и оттуда слушал исполнение своей музыки.

Главным ежегодным событием музыкальной жизни Альберт-­холла является, конечно, знаменитый фестиваль BBC Proms. Идея фестиваля – привлечение широкой публики к классической музыке, в том числе через продажу недорогих билетов на многочисленные стоячие места, – возникла благодаря первым «променадным» концертам в лондонских парках, где публика, прогуливаясь, приобщалась к высокому искусству. Со временем программа концертов усложнялась и расширялась. Сегодня летний фестиваль насчитывает около семидесяти концертов разных жанров и собирает колоссальную аудиторию по всему миру (благодаря трансляциям в интернете). В 2020 году впервые со времен Второй мировой вой­ны зал для публики был закрыт и фестиваль проводился онлайн. Восполнить пробел организаторы намерены этим летом – уже объявлены даты проведения смотра.

Дрезденские зимы Сергея Рахманинова История

Дрезденские зимы Сергея Рахманинова

Три зимы − с осени 1906 до весны 1909 года − Рахманинов прожил в Дрездене, весной возвращаясь в Москву, чтобы услышать в концертах свои новые сочинения, а на лето уезжая в любимое имение Ивановку в Тамбовской губернии.

Убежище. Музыкальный мир Витольда Лютославского История

Убежище. Музыкальный мир Витольда Лютославского

К 110-летию со дня рождения композитора

Одиннадцать историй из кипарисового сундука История

Одиннадцать историй из кипарисового сундука

История 11. Музей, которого нет

Одиннадцать историй из кипарисового сундука История

Одиннадцать историй из кипарисового сундука

История 9. «С обещанием снова увидеться...»