Соединение традиций с новаторскими идеями глубоко укорено в сознании музыкантов ГАСО России имени Е. Ф. Светланова. Каждый новый творческий год для коллектива начинается с серии торжественных событий, связанных с историей оркестра, но их содержание неизменно устремлено в день грядущий. После своего рода ауфтакта к сезону – встречи в Клину с новобранцами Музыкального училища при Московской консерватории, церемониала их посвящения в Музее Чайковского – ГАСО возвращается на Большую Никитскую: здесь, на сцене БЗК, музыканты отдают дань памяти Евгению Светланову. День рождения выдающегося дирижера приходится на 6 сентября, и к этой дате оркестр готовит особую программу.
В этот раз вместе с ГАСО в процесс вовлечен Дмитрий Юровский, самый молодой представитель прославленной династии: «В этом году помимо дня рождения Евгения Федоровича Светланова мы также отмечаем двадцатилетие его кончины. Наследие дирижера и, в частности, его роль в истории Госоркестра безграничны, поэтому тот факт, что Госоркестру в 2005 году присвоили имя Светланова, абсолютно логичен. При этом еще до него оркестром руководили такие великие дирижеры, как А. Гаук, Н. Рахлин и К. Иванов, но именно при Светланове Госоркестр стал не только одним из лучших оркестров в мире, но и окончательно вошел в историю русского музыкального искусства, благодаря “Антологии русской симфонической музыки” – уникальному собранию звукозаписей, осуществленному Е. Светлановым.
Поскольку Евгений Федорович пропагандировал не только традиционный репертуар, но и современный, и в годы его руководства было сыграно огромное количество премьерных исполнений, то и в нашем концерте мы решили объединить эти направления. Тем более что Б. Эллин, молодой английский композитор и дирижер, написал свою симфонию специально к нынешней мемориальной дате. И поэтому для открытия нового сезона мы решили начать концерт именно с его произведения.
Далее в программе будет исполнена увертюра-фантазия П. Чайковского “Ромео и Джульетта”, а во втором отделении “Колокола” – симфоническая поэма С. Рахманинова. Оба этих произведения уже много десятилетий являются частыми гостями в репертуаре Госоркестра. В особенности “Колокола” идеально подходят для открытия сезона, тем более в комбинации с блестящими солистами М. Агафоновым, А. Шагимуратовой и С. Лейферкусом и выдающимся хором “Мастера хорового пения”, которым уже много лет успешно руководит Л. Конторович.
Хочу пожелать Госоркестру, с которым работаю уже далеко не в первый раз и всегда встречаюсь с огромным творческим и человеческим наслаждением, еще долгих и успешных лет в искусстве. Традиции высококачественных и уникальных интерпретаций дают возможность дирижеру полностью раствориться в музыке и оркестре, сохраняя при этом чувство высокой ответственности перед памятью великих музыкантов, связанных с историей Госоркестра, и в первую очередь перед памятью Е. Ф. Светланова».
В афише коллектива на ближайшие несколько месяцев много событий, заставляющих убедиться в том, что после окончания художественного руководства Владимира Юровского заданный им курс не претерпел кардинальных изменений. В ряде осенних программ ГАСО пьесы современных авторов будут исполняться в одном концерте с проверенной временем классикой (к примеру, Вадим Репин исполнит Скрипичный концерт Ильи Демуцкого); продолжится участие оркестра в фестивале актуальной музыки «Другое пространство» (ставка сделана на мастерство Федора Леднёва, которому предстоит познакомить музыкантов ГАСО со стилем таких западно-европейских композиторов, как Томас Адес). Особенно можно отметить концерт, посвященный французской музыке конца XIX – начала XX века, который проведет 28 сентября Дмитрий Юровский (в качестве солистки в мессе Пуленка «Глория» выступит Любовь Петрова – певица, с которой дружны оба брата Юровские). В середине первого осеннего месяца ГАСО вновь встретится с маэстро Александром Лазаревым, под управлением которого прозвучат произведения П. Чайковского и А. Дворжака.