Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети… События

Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…

Слоненок-француз вновь поселился в Мариинском театре – на этот раз в его Концертном зале

Мариинский театр продолжает воспитание подрастающего поколения. Наверно нет в нашей стране никакого другого театра (неспециализированного детского), в репертуаре которого было бы столько произведений для детей разных возрастов. Оперы, балеты, симфонические сказки, музыкальные спектакли – разнообразие жанров невероятное. В основном эти программы реализуются силами Академии молодых певцов Мариинки, возглавляемой Ларисой Гергиевой. На этом репертуаре молодежь учится, совершенствует свое вокальное и актерское мастерство. Теперь существует целый абонемент «Мариинский – детям», а сравнительно недавно появилась даже своя Детская студия!

Последняя премьера «по детскому ведомству» состоялась в День смеха – 1 апреля. На этот раз на сцене Концертного зала театра (Мариинка-3) была представлена симфоническая сказка Франсиса Пуленка «История слоненка Бабара». Она уже ставилась в Мариинке два года назад в камерном формате под фортепиано – в Зале Прокофьева Новой сцены театра. Причем это была также работа режиссера Аллы Чепиноги, которая взялась за «Бабара» и в этот раз. Совсем недавно опус появился в репертуаре и Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. И вот теперь Мариинка решила сделать полноценную версию – с камерным оркестром под управлением Ивана Столбова, на большой сцене (хотя и не вполне театральной), в костюмах и с декорациями.

Мы жанр симфонической сказки больше знаем по классическому произведению Сергея Прокофьева «Петя и волк». Опус Пуленка появился накануне войны, в 1940 году. В определенном смысле он развивает идеи Прокофьева и вообще новый по тем временам жанр, который в межвоенное время появился и набирал свою популярность. Хотя, конечно, от прокофьевского прочтения весьма отличается: здесь нет лейтмотивной и инструментальной детерминированности, музыкальные номера скорее передают не характеры, а настроения и ситуации. По прослушивании опуса факт его малой популярности, или даже малоизвестности в нашей стране вызывает искреннюю досаду: музыка Пуленка просто чудесна – искренняя и гармоничная в своей простоте, выразительная, полная чарующих мелодий, очень точна в обрисовке как обстановки, так и эмоционального строя. Ее воздушный, пленительный в своей свежести и легкости язык напоминает одновременно об изяществе французской музыки как таковой, а еще – о лучших ее образцах предыдущего, XIX века, подчеркивает живую связь с традицией.

К сожалению, театр реализует проект на концертной площадке. С одной стороны, вроде решение верное – где, как не в концертном зале исполнять симфоническое произведение? Но с другой, это же полноценный спектакль, а для таковых Мариинка-3 дает все же весьма ограниченные возможности. Конечно, театр часто использует это пространство для оперных спектаклей, некоторые удается весьма удачно в него вписать, но, тем не менее, это всегда большой компромисс – сцена не имеет полноценного набора «театральных чудес», поэтому любая постановка здесь сильно адаптирована под возможности нетеатральной площадки. Единственное, ради чего стоит «потерпеть» театральные потери, – прекрасная акустика Мариинки-3. Но в данном случае это не играет принципиальной роли. Вокальных партий в сказке нет, а говорят актеры с подзвучкой, через театральные микрофоны. «Бабар», реализованный как спектакль, властно требует именно театральной сцены – небольшой, камерной, но все же полноценной.

Актеры в спектакле Аллы Чепиноги – дети разных возрастов. Они очень естественны, не играют, а гармонично существуют в кукольной стране, которую построила молодая художница Марина Абдуллаева. Основа визуального ряда – картонные трафареты (их двигают дети), на которых углем нарисованы легкие рисунки-эскизы, чем-то напоминающие творчество незабвенного датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа – большие и маленькие слоники, пальмы, дома… Легкость сценографии приятно гармонирует с легкостью музыкального настроения пьесы. Африканские кущи сменяет шумный Париж, куда попадает Бабар, – триумфальная арка и Эйфелева башня объемны, но также выполнены углем на картоне, оттого не теряют некой эфемерности и сказочности. Действие развернуто по всей сцене, в центре которой – камерный оркестр, зримо подчеркивающий, что главное в этом спек­такле – дивная музыка французского чародея.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди