Величавая, в солнечных лучах События

Величавая, в солнечных лучах

В Кафедральном соборе Калининграда состоялась премьера русского историко-героического действа «Рожденные Россией»

27 мая на сцене древнего собора Калининграда развернулся масштабный спектакль, посвященный героическим страницам отечественной истории. Свой сценарий Петр Татарицкий построил на контрастах сюжетных линий, объединенных темой России — слова Гоголя в прологе «Куда летишь, ты, Русь» — обозначили гражданский вектор постановки, продолженный стихами Есенина «Гой ты, Русь моя родная» и завершенный в конце замечательными строками нашего современника Николая Денисова: «Русские тени: Пушкин, Есенин, Чехов, Толстой!  Первопроходцы душой осветили землю отцов… А полководцы её защитили от грозных врагов. Древняя Русь будоражит умы! Славное было, Великое будет! Там, где сплетаются судьбы, встаёт Русский Мир!».

Евгения Кривицкая, Петр Татарицкий, Николай Денисов, Родин Паульс

Тема России прошла пунктиром и в музыке: в по-прежнему пробирающему до дрожи  прокофьевскому призыву «Вставайте, люди русские», в лирической песне «Россия начинается в тебе» молодого автора Петра Корягина, трогательно спетой юной солисткой-школьницей Марьяной Гаджибековой, и в его же хоровой оде «Твоя Великая Россия», рождающей чувство соборности, сплоченности и гордости. Образ России у каждого свой. И музыка давала полет воображению: колокольная в Прелюдии до-диез минор Рахманинова, торжественно-величавая в Арии Кутузова из оперы «Война и мир» Прокофьева, светлейшая —  в хоре девушек из оперы «Князь Игорь» Бородина.

Калейдоскоп эпизодов сложился в стройное повествование: по воле авторов зрители, заполнившие Собор, пережили смутные времена, объединились в полки под предводительством Минина и Пожарского, выиграли все битвы с Александром Невским и Петром Первым, воспев создание Петербурга, произошедшее 320 лет назад!

Центральной частью концерта-спектакля стали фрагменты из музыкальной саги композитора Лоры Квинт «Русский бал на четыре столетия», куда были вплетены отрывки из пьесы Булгакова «Минин и Пожарский». Прекрасный выбор актерского состава обеспечил убедительность и талантливость воплощения образов. Благодарными овациями были награждены работы приглашенного солиста Большого театра, солиста Нижегородского театр оперы и балета Олега Федоненко (Кузьма Минин), солиста Большого театра Родиона Паульса (спевшего и сыгравшего сразу три роли — Кутузова, отца Авраамия и Петра Первого). Специальный гость программы — заслуженный артист России, актер, поэт Николай Денисов вышел в роли князя Пожарского в своей собственной пьесе, легшей в основу саги «Русский бал на четыре столетия». Внутреннее благородство, стать  — Николай Денисов был безупречен в своей актерской игре.

Постановка была осуществлена в сотрудничестве с калининградскими творческими силами. Солисты Балтийского Казачьего хора — Анастасия Сурта, Анна Бобровская, Дмитрий Прокопенко —  с энтузиазмом репетировали и создали яркие трактовки своих персонажей. Разнообразный репертуар и творческие задачи были освоены сводным молодежным хором Калининграда и Детским хором «Радость» ДМШ имени Глиэра под управлением Евгении Синиченковой: в хорах Щедрина и Екимова музыканты показали умение петь сложную по языку современную музыку, а участие в эпизодах из саги «Русский бал на четыре столетия» дало возможность раскрыться певцам как театральным артистам, которые перевоплощались то в бравую дружину, то в крестьян XVII века. На высоте был Калининградский симфонический оркестр, за пультом которого в этой постановке был Михаил Кирхгофф: он чутко аккомпанировал, держал пульс в ансамблевых сценах, был профессионален, собран, артистичен. А  концертмейстер оркестра Ольга Барахова (скрипка) поэтично солировала в Анданте Глиэра из балета «Медный всадник».

В Кафедральном соборе Калининграда установлен самый большой орган в России: его регистрами и мануалами управляла Евгения Кривицкая — профессор Московской консерватории, автор идеи проекта «Рожденные Россией»: «Мне хотелось показать все богатство возможностей этого уникального инструмента, позволяющего добиться когда нужно громоподобного звука либо тишайшего, имеющего в своей палитре и очень мягкие и нежные тембры». Пьесы для органа в этой программе — аранжировки известных симфонических партитур, и одним из впечатляющих моментов стало исполнение Евгенией Кривицкой «Танца рыцарей» Прокофьева в сопровождение видеофрагмента из фильма «Александр Невский». Получилось идеальное совпадение «картинки» и музыки.

Главных аплодисментов заслужил Петр Татарицкий, выступивший в этом действе не только как сценарист, но и режиссер, сумевший в кратчайшие сроки собрать всех участников, подчинить своей воле и создать динамично смотрящийся спектакль. Он также сгенерировал концепцию оригинального визуального оформления — заставки с портретами композиторов, писателей, поэтов, исторических личностей  — всех тех героев, кто рождены Россией. Как актер, он сразил темпераментом, богатством интонаций и вложенных смыслов, исполняя «Завещание» Гоголя, «Молитву» Зиновьева, стихи Есенина, Высоцкого. Невероятный градус зрительских эмоций вызвала притча «Чем люди живы» Льва Толстого: призыв к любви, к чистоте помыслов, транслированный Петром Татарицким, не оставил, кажется, ни одного человека в зале равнодушным. Глубина слов русского классика, умноженная великой мелодией «Вокализа» Рахманинова (солисты — Анна Иванова, виолончель и Евгения Кривицкая, орган) — этот момент в композиции выпал на точку золотого сечения, став философской  кульминацией спектакля.

Проект «Рожденные Россией» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив: постановку, имеющую четкий гражданский посыл, патриотический пафос и высокое художественное воплощение увидят жители Рязани и Белгорода. А благодаря трансляциям перелистать и осмыслить события российской истории в контексте сегодняшнего дня смогут все, кто считает себя частью русского мира.