Великие и знаменитые симпатичные люди События

Великие и знаменитые симпатичные люди

Выставка фотографий Виктора Ахломова в Российском национальном музее музыки

Один из лучших фотографов советской школы, типичный лирик-шестидесятник, снимал композиторов и музыкантов без пиетета, а с нежностью.

Несколько десятков снимков камерной выставки «Союз композиторов в фотографиях Виктора Ахломова» – мизерная часть огромного архива мастера.  Ахломов  был фоторепортером «Известий» больше пятидесяти лет – целую эпоху. Менялась страна, менялась газета – ее курс и главные редакторы, фотографические моды следовали одна за другой,  а Ахломов – нет, не менялся. Он начал снимать в начале шестидесятых, в лучшее, возможно, для советской страны  время – легкое. Относительно, конечно, прежнего, мрачного. А у Ахломова был легкий характер, очень этому времени подходивший. Веселый и общительный, без усилий  располагавший к себе людей, Виктор (он очень просил не называть его по отчеству)  никогда не задавался и не строил из себя мэтра, хотя четырежды был отмечен главной международной фоторепортерской наградой – становился лауреатом  World Press Photo.

На открытии выставки: Председатель Правления Российского музыкального союза Андрей Кричевский, Генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов и Генеральный директор Союза композиторов России Карина Абрамян

Как правило, газетные фотографы не очень любят снимать для отдела культуры – не всякий готов высиживать спектакли и симфонические концерты, дожидаясь момента выхода на поклоны, когда уже можно начать «щелкать». А Ахломов любил, и очень гордился, что снимал едва ли не всех своих знаменитых современников – поэтов, писателей, актеров, музыкантов. Хотя самые главные, часто воспроизводимые его снимки – не звездные портреты, а про жизнь: женщины по весне подстригают ветки деревьев, сидя на них, словно птицы; выпускники школ шагают по Красной площади, с надеждой глядя вдаль; ряженые Деды Морозы читают газеты на лавочке. Смешное, неожиданное, лирическое, сентиментальное – это он любил, и это он замечал. Редкая серьезная, драматическая фотография, вошедшая в избранное Ахломова, – портрет Дмитрия Шостаковича,  и она центральная на выставке, расположившейся в фойе второго этажа музея.

В пояснительном тексте, который можно прочитать здесь, приводится рассказ фотографа, как этот ставший знаменитым трагический портрет был сделан. Никакой постановки и позирования. 18 декабря 1962 года в Большом зале консерватории шла репетиция  Тринадцатой симфонии Шостаковича. Ее  прервал человек в сером костюме, посланец Отдела культуры ЦК КПСС, и сообщил, что «наверху» произведением недовольны. «Шостакович хватается рукой за голову, и у него на лице на секунду застывает какое-то непонятное трагическое выражение. Я успеваю поднять камеру и сделать один снимок». Репортаж с этой репетиции замечателен, однако, не только этим запечатленным ужасом на лице гениального композитора, а фиксацией самого процесса, где Шостакович с обязательной сигареткой во рту сосредоточенно склоняется над партитурой то с Кириллом Кондрашиным, то с кем-то из музыкантов – просто работает.

Вторая часть выставки – портреты композиторов и музыкантов. Все они от Тихона Хренникова до Леонида Десятникова сняты в фирменном ахломовском неформальном стиле. Подловлен на концерте «Декабрьских вечеров» рядом с венецианской маской всегда серьезный Владимир Мартынов,  хохочут на заседании жюри Седьмого конкурса Чайковского Леонид Коган и Владимир Аврамов, устало трет глаза обнявший виолончель Мстислав Ростропович, живо обсуждают что-то Гия Канчели и Арво Пярт, кокетливо держит букет улыбающаяся София Губайдулина.

 

Все эти снимки не назовешь совершенными – композиции случайны и не выстроены, лица героев освещены неравномерно, так что у них видны и морщины, и веснушки, и мешки под глазами. Некоторых не мешало бы припудрить. Никто на этих портретах не выглядит ни моложе, ни красавцем. И даже не скажешь, что в фотографиях передан характер портретируемого. Разве что Святослав Рихтер в профиль запечатлен так, что сразу ясно – перед нами большой артист, вдохновенный и глубокий, витающий в далеком от обыденности мире. Но все снятые Ахломовым люди нам симпатичны, они очень нравились фотографу, и он свою симпатию без потерь передал зрителям.

Таких фотографий сегодня не увидишь ни на филармонических афишах, ни на страницах нарядных буклетов к концертам. Компьютерная ретушь – не чета грубой ручной –  наводит глянец идеально. Но и мертвит своих героев, а у Ахломова они все естественные, живые и радостные. Поэтому выставка оставляет не просто хорошее, а какое-то доброе впечатление. К тому же она не без фантазии сделана – часть фотографий лежит на пюпитрах и  хорошо прокомментирована. А то, что относительно небольшая – так это и хорошо: камерность очень идет чуждым пафоса фотографиям Виктора Ахломова.

Выставка работает до 1 июля – стоит поторопиться, чтобы увидеть эти раритеты!

Суздалини со льдом События

Суздалини со льдом

Первый фестиваль Дениса Мацуева во Владимирской области принес много сильных ощущений

Дивный новый мир События

Дивный новый мир

Юсуповский сад стал декорацией к постановке «Мадам Баттерфляй»

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»