Великие музыканты ХХ века играют Чайковского Релизы

Великие музыканты ХХ века играют Чайковского

"Мелодия" подготовила подарок читателям журнала

Торжественные аккорды интродукции Первого концерта для фортепиано, стремительный финал Скрипичного концерта, изящное благородство виолончельных «Вариаций на тему рококо». Сцена письма Татьяны и ария Германа («Что наша жизнь? Игра!»), восторженный романс-­признание «День ли царит» и трагически окрашенная «русская песня» («Я ли в поле да не травушка была…»). То немногое из творчества Чайковского, что мог вместить формат одного диска, но без чего невозможно себе представить звуковой контекст ХХ и XXI столетий – такова концепция юбилейного CD, изданного «Мелодией» специально для «Музыкальной жизни».

На диске представлен четверть­вековой (1955–1979) срез золотого фонда отечественного музыкально-­исполнительского искусства. Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Елена Образцова, Муслим Магомаев, Зураб Анджапаридзе; дирижеры Кирилл Кондрашин, Геннадий Рождественский, Борис Хайкин… Созданные ими интерпретации произведений Чайковского, оставшиеся в студийных и концертных записях, и сегодня служат эталоном как для любителей музыки, так и для исполнителей нового поколения.

Впервые проведенный в годы «оттепели» Международный конкурс имени П. И. Чайковского в Москве должен был продемонстрировать миру убедительную победу советского музыкального искусства. Победа уроженца США Вэна Клайберна стала неожиданностью – и своего рода знамением. Двадцатитрехлетний американец (воспитанник русского фортепианного педагога) не просто покорил жюри и публику – он растопил лед «холодной вой­ны». Игра Клайберна дышала радостью, светом надежды, грезами возрожденной юности. И его исполнение Allegro из Первого концерта, представленное на диске, превратилось для нас в звучащий символ эпохи.

Но фундаментом этого исторического момента осталась музыка. Музыка Чайковского, которая и сегодня служит миру главным «мостом в Россию», маяком для понимания русского в искусстве.


CD в подарок. Петр Чайковский

1. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, соч. 23
I. Allegro non troppo e molto maestoso – 20.55
Вэн Клайберн, фортепиано
Симфонический оркестр Московской государственной
филармонии
Дирижер
 – Кирилл Кондрашин

2. «День ли царит», соч. 47 № 6 (А. Апухтин) – 3.12
Муслим Магомаев, баритон
Борис Абрамович,
фортепиано

3. «Я ли в поле да не травушка была», соч. 47 № 7 (И. Суриков) – 6.05
Елена Образцова, меццо-­сопрано
Важа 
Чачава, фортепиано

4. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, соч. 33 – 18.49
Мстислав Ростропович, виолончель
Симфонический оркестр
Ленинградской государственной филармонии
Дирижер – Геннадий Рождественский

5. Сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин», соч. 24 – 12.56
Г
алина Вишневская, сопрано
Оркестр Большого театра СССР
Дирижер
 – Борис Хайкин

6. Концерт для скрипки с оркестром Ре мажор, соч. 35
III. Allegro vivacissimo – 9.47

Давид Ойстрах, скрипка
Симфонический оркестр Московской государственной филармонии
Дирижер – Геннадий Рождественский

7. Ария Германа «Что наша жизнь? Игра!» из оперы «Пиковая дама», соч. 68 – 2.15
Зураб Анджапаридзе, тенор
Оркестр Большого
театра СССР
Дирижер
 – Борис Хайкин

Общее время: 74.05

Записи: 1958 (1), 1972 (2), 1979 (3), 1963 (4), 1955 (5), 1968 (6), 1967 (7) гг.

Звукорежиссеры: Г. Дудкевич (1), Ю. Кокжаян (2), В. Иванов (3), М. Пахтер (4), Г. Брагинский (5), И. Вепринцев (6), А. Гроссман (7)

Ремастеринг – Н. Радугина