Великий кантор обосновался в Москве События

Великий кантор обосновался в Москве

Ансамбль Collegium Musicum начал исполнение всех кантат Баха

Исполнение всех кантат Баха – инициатива столь же грандиозная, сколь и смелая. Идея родилась и начала воплощаться в жизнь благодаря энтузиазму дирижера Олега Романенко, руководителя фонда Collegium Musicum, резидента Кафедрального собора святых Петра и Павла. Одна из главных лютеранских церквей России как нельзя лучше подходит для такого проекта – беспрецедентного по российским меркам; по задумке все кантаты должны прозвучать в одном пространстве в исполнении одного коллектива – ансамбля Collegium Musicum.

Кантаты Баха вообще редкий гость в наших широтах, а все кантаты – проект просто беспрецедентный для России. Чтобы познакомиться с этой бесценной частью наследия мастера в полном объеме, до недавнего времени существовало лишь четыре варианта: полное собрание духовных кантат записали Николаус Арнонкур и Густав Леонхард (1971–1990) и Гельмут Риллинг (1970–1985); Тон Копман с Амстердамским барочным оркестром и хором первым записал все сохранившиеся кантаты, включая 21 светскую (1995–2005), а в 2000 в рамках годового проекта «Bach Cantata Pilgrimage» Джона Элиота Гардинера вышли духовные кантаты в исполнении Монтеверди-хора и ансамбля English Baroque Soloists.

Катализатором московского проекта стало празднование 500‑летия Реформации. Первый (осенний) сезон символично посвящен теме «Бах и Лютер». В каждом из трех концертов исполняется по две кантаты, связанные с текстами и / или мелодиями Лютера. Сезон открылся кантатами «Christ lag in Todes Banden» BWV 4 и «Aus der Tiefen rufe ich, Herr, zu dir» BWV 131. За день до 500‑летия (29 октября) прозвучали главные реформационные кантаты Баха: «Gott der Herr ist Sonn und Schild» BWV 79 и «Ein feste Burg ist unser Gott» BWV 80. Перед Рождеством (23 декабря) буду исполнены сочинения, написанные на Адвент.

Столь неспешный темп – временная необходимость. Участники проекта надеются, что постепенно смогут исполнять кантаты по воскресеньям в соответствии с их календарной принадлежностью. Всего две кантаты за вечер – формат идеальный, потому что они требуют неспешного осмысления. Организаторы справедливо решили, что необходим серьезный комментарий, превратив проект духовно-музыкальный в просветительский.

Солистка ансамбля Анна Устюжанина

Полное название цикла – «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Доцент кафедры зарубежной музыки Московской консерватории Роман Насонов – один из самых блестящих умов среднего поколения нашей академической музыкальной науки и один из главных специалистов в области старинной духовной музыки (большой цикл лекций Насонова о кантатах «Литургический год с И. С. Бахом» вышел на сайте magisteria.ru). Его комментарии выходят далеко за рамки рассуждений о содержании и музыке кантат. Он погружает слушателей в контекст и вписывает все детали в систему координат современного человека. Обладая редким даром слова, он нередко превращает свое выступление в настоящую проповедь. Особенно вдохновенной и сильной была его речь на «реформационном» концерте: 

«Что разделяет нас – людей, христиан? Разделяет – земное, соединяет же – небесное, вечное стремление человеческого духа к истине, стремление постигнуть замысел Божий, как можно совершеннее выразить его. И это приносит огромные плоды – духовные и культурные. 500 лет назад, когда Лютер начинал свое служение, наверное, у многих людей в Европе было ощущение религиозного и духовно-нравственного кризиса. Ощущение, что в мире много зла и христианство терпит поражение, может посещать людей в самые разные времена, и не надо торопиться проводить аналогии между нашим временем и временем Лютера. Но то, что мы с вами сегодня слышали, позволяет нам не унывать, а глубоко верить в то, что всегда находятся люди, которые приходят и дают такой мощный импульс, что кажется, будто христианство в каком‑то смысле начинается заново. Эта вера должна жить в нас, и музыка Баха нас в том ободряет».

Михаил Нор (тенор)

Хорошей традицией стало вступительное слово архиепископа Евангелическо-лютеранской церкви в России Дитриха Брауэра. А исполнение органных прелюдий на темы хоралов из кантат (Игорь Гольденберг) еще больше приближает формат концерта к его историческому прототипу.

Состав ансамбля Collegium Musicum каждый раз преображается в соответствии с требованиями партитуры; его основу составляют московские музыканты, специализирующиеся на музыке барокко (как молодые, так и именитые – Филипп Нодель (гобой), Ася Гречищева (теорба), Сергей Тищенко (альт) и др.). Имея большой опыт, они успешно стараются соответствовать высоким европейским стандартам. Но если у ансамбля изредка случаются огрехи (игра натуральных валторн в кантате BWV 79 поставила ребром вопрос об отсутствии в России нужных специалистов), то вокальный состав подобрался восхитительный. Сопрано Екатерина Либерова и альт Анастасия Бондарева – опытные музыканты экстра-класса, обе обладают превосходными тембрами и школой; их дуэт в кантате BWV 4 стал просто откровением. Молодой тенор Михаил Нор – тоже настоящая находка: на редкость красивый звук и культура пения сразу заставили обратить на него внимание. Конек баса Евгения Скурата – выразительные речитативы и звучный нижний регистр. А пространство собора позволяет воссоздать естественную среду обитания кантат.

Художественный руководитель проекта и дирижер Олег Романенко

Труд дирижера и руководителя проекта Олега Романенко иначе как подвижническим не назовешь. Протестант, занятый (как некогда сам Бах) организацией музыкальной жизни в соборе, он со знанием дела подходит к интерпретации баховских партитур, заражает окружающих энтузиазмом и стремится – в продолжение слов Насонова – постигать смысл сих богоугодных творений и выражать его во вдохновенном исполнении.