ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ <br> НЕ О ТОМ РЕЧЬ <br> ГЕОМЕТРИЯ/ДОМ КУЛЬТУРЫ Релизы

ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ
НЕ О ТОМ РЕЧЬ
ГЕОМЕТРИЯ/ДОМ КУЛЬТУРЫ

Московская альт-рок-группа подошла к новому альбому, имея уникальный авторитет и имидж, практически став символом творческой независимости. Альбом начинается с уверенных ударных Ильи Варфоломеева – новый барабанщик решительно заявляет о себе. С первых джаз-роковых пьес «На смерть царя Ирода – II» и «На смерть царя Ирода – I» заметна нервная скрипка легендарного Сергея Рыженко. Он же отвечает на альбоме за бэк-вокал. Еще одна скрипка – Аси Соршневой («Персимфанс») – звучит на завершающих трек-лист вещах с названиями «Ах» и «Ы»; треки у группы могут именоваться звуками или фонетическими образами, например, «Ция». Запомнились дуэты бас-гитары Дмитрия Шумилова c Соршневой, с саксофоном Павла Тонковида, с флейтой композитора Павла Карманова – это красивейшие моменты фонограммы. Карманов играл в группе до самой своей смерти… Во время работы над альбомом ушел из жизни и барабанщик Михаил Митин – участник «Вежливого отказа» с момента основания команды. Потери более чем ощутимые, и они неизбежно влияют на восприятие альбома.

Песни балансируют на грани между энергичностью подачи, эффектным сюрреализмом текстов и виртуозным прогрессивным роком. Альбом ориентирован на тех, кто ждет радости знакомства с непростой для восприятия музыкой и творческого просветления. Запись частично проходила на ферме лидера команды гитариста Романа Суслова, авангардный саунд создавался среди пейзанских красот. Предложил этот ход звукорежиссер Денис Юровский. Он, казалось, должен был стремиться к лабораторной чистоте звука, но творчество ведет группу неожиданными путями. Вокал Романа легко уходит в фонетические игры и авангардно-фольклорные заговоры. Сложные размеры и ритмы отражают бескомпромиссное музыкальное мышление исполнителя. В результате непростая музыка парадоксально провоцирует движение, телесную ответную реакцию. «Танец твой непрост», – говорится об этом и в песне «Анаэробика». Суслов, собственно, именно это на концертах нередко и делает – пританцовывает, подчеркивая так дыхание музыки.

Обложки последних альбомов «Отказа» выдержаны в одном стиле, теперь на кавере легендарный скафандр «трехболтовка», несколько веков применяющийся на российском флоте. После работы в нем водолазу необходима декомпрессия, привыкание организма к норме. После погружения в музыку «Вежливого отказа» тоже можно рекомендовать нечто подобное для возвращения к обыденности. Стремление играть все более сложно выглядит и логично, и опасно. Логично, так как группа сотрудничала и с композитором Владимиром Мартыновым, и выступала с ансамблем без дирижера «Персимфанс», и с хором «Сирин», участвовала в эпохальной постановке «Рождественского Вертепа Павла Карманова» – предыдущие альбомы «Отказа» эти влияния отражали и развивали. Опасно же, потому что новый диск далеко выходит за рамки эстетики рок-музыки. Эксперты будут в восхищении, но реакцию публики предсказать непросто. Впрочем, «Отказ» и не ищет легких путей к новым категориям слушателей, но предлагает захватывающее музыкальное путешествие тем, кто уже любит группу.