VIVALDI CHELLERI RISTORI <br>TEATRO SANT’ANGELO <br>ADÈLE CHARVET, LE CONSORT <br>ALPHA Релизы

VIVALDI CHELLERI RISTORI 
TEATRO SANT’ANGELO 
ADÈLE CHARVET, LE CONSORT 
ALPHA

Кудрявая жгучая брюнетка на обложке этого альбома со взглядом, исполненным ожидания и желания, — французская меццо-­сопрано Адель Шарве. Светотень на ее лице напоминает о ренессансных женщинах, какими славилась венецианская школа живописи. Все потому, что музыка альбома посвящена легендарному театру Сант-­Анджело, открывшемуся в 1677 году на городской площади напротив знаменитого Большого канала. Тесноватый, зато недорогой для простолюдинов, в отличие от респектабельного Сан-­Джованни Хризостомо (впоследствии Театр Малибран), этот театр развязывал руки для экспериментов, а декорации создавал отец знаменитого Каналетто — Бернардо Каналь. Здесь азартно открывали «параллельные миры» — пещеры, фантастические дворцы, небесные триумфы, мистические видения, взятые из снов. Памфлет «Модный театр» Бенедетто Марчелло возник под впечатлением от атмосферы эйфории и регулярных скандалов, наполнявших жизнь Сант-­Анджело. Судьбы композиторов, о которых сегодня можно узнать лишь в энциклопедиях, — Микеланджело Гаспарини, Фортунато Челлери, Джованни Альберто Ристори, Джованни Порта, но рядом с ними и главного поставщика оперных хитов своего времени — «рыжего аббата» Антонио Вивальди, были неразрывно связаны с этим альтернативным театром, приобретшим статус «творческой лаборатории» своего времени.

На этом диске представлено восемь «мировых премьер» — записи вновь обретенных шедевров. Невозможно не заметить сильного эстетического родства музыки, собранной в этом приношении Сант-­Анджело, поскольку это были композиторы одного круга, в который их пригласил сам Вивальди. Музыкальный язык «вивальдианцев» отличает повышенная театральность, выпуклость, рельефность, броскость приемов, нацеленных на то, чтобы быть непременно замеченным, мгновенно стать модным, внедриться в массовое сознание. Терпкие, отважные гармонии, тембровые миксты, ритмические завихрения, головокружительные колоратуры шлейфом тянутся от первого до последнего номера. Таковы и транслируемые аффекты, захватывающие своей полярностью, контрастами эмоциональных состояний — от безудержной радости до глубокой печали. Здесь можно услышать номера из всех сочинений, написанных Вивальди для премьер в Сант-­Анджело: «Коронации Дария», «Истины в испытании», «Олимпиады», «Арсильды» и серенады «Освобожденная Андромеда». Слова из арии правдолюбца Аминты из «Олимпиады» как нельзя лучше объясняют феномен венецианского стиля Сант-­Анджело: «Бурные ветра — наши чувства, каждое удовольствие — риф, вся жизнь — это море». Главная героиня этого диска Адель Шарве продолжает галерею итальянских и французских меццо-­сопрано и контральто XXI века, бесстрашно творящих в космосе барочной музыки. Ее предшественницы — Натали Штуцман, Вероник Жанс, Дельфин Галу, Леа Дезандр — с ошеломляющим куражом протоптали волшебные дорожки в лабиринтах садов Цирцеи. Адель пленяет темными красками, в которых так хороши и естественны светотени, в медленных ариях она умело длит линии мелодий, поражая бесконечным дыханием, но не утопает в меланхолии, а сохраняет контроль над чувствами, в быстрых она виртуозно лиризует колоратуры. Ее исполнительская манера, в которой деликатность превыше всего, демонстрирует нераздельный союз солиста и аккомпанемента, дает возможность оркестру Le Consort показать палитру своих умений и богатства композиторских фантазий.