Vivat, Щедрин События

Vivat, Щедрин

О концертных событиях к 90-летию Родиона Щедрина

Размах, с которым Россия отмечает юбилей своего крупнейшего композитора, поражает, но, несмотря на масштаб, хочется больше событий, чтобы музыка его звучала еще чаще и самая разная. Лучшие музыкантские силы страны и без юбилейных поводов регулярно исполняют музыку Щедрина, но сегодня делают это по-особенному – восклицая осанну любимому мастеру.

Мариинский театр, где регулярно идут почти все театральные сочинения композитора, проводит фестиваль «Щедрин – 90». Кроме того, плодотворной творческой дружбой Родиона Щедрина с Валерием Гергиевым отмечен и московский концерт в Зале Чайковского: в юбилейный день, 16  декабря, публику порадовали знакомой музыкой – «Конек-Горбунок», «Озорные частушки», «Кармен-сюита» и «Запечатленный ангел». Капелла Юрлова, артисты которой под руководством Геннадия Дмитряка сейчас активно работают над хоровой антологией композитора, представила в БЗК программу «с изюминкой»: «Хлебников-триптих» для хора a cappella,  а также редко исполняемую курортную кантату «Бюрократиада» – в ее генезисе виртуозное чувство юмора.

Среди всех праздничных событий особое внимание искушенных меломанов привлек многосоставный проект под крылом Московской консерватории: в альма-матер композитора иначе и быть не могло. В день рождения Щедрина с утра до вечера о его творчестве рассуждали ученые, отмечая в разных жанровых проявлениях главные свойства музыки композитора – новаторство, самобытность и эффектность. Также в фойе Большого зала открылась юбилейная выставка под кураторством профессора Евгении Кривицкой. Интересно, что восемьдесят процентов экспонатов публике представили впервые, воплотить это было явно непросто.

Главное концептуальное достижение экспозиции – ни один представленный артефакт невозможно оставить без внимания. Любопытно изучать студенческие документы Щедрина из архива Московской консерватории, рукописи и ноты с автографами, переданные в дар консерваторской Научно-музыкальной библиотеке имени С.И.Танеева, афиши и программки разных лет. Доминантным акцентом выставки стала идея показать Щедрина сегодня – он активно работает, много пишет. Например, кроме рукописных страниц партитур новых сочинений, на выставке представлена  коллекция фото, запечатлевшая приезд Щедрина на малую родину в город Алексин в 2019 году и недавнюю презентацию хорового сборника «Век двадцать первый».

В день открытия выставки в консерватории прошел концерт «Vivat, Щедрин» – значимое «мгновение» Всероссийского музыкального фестиваля «Запечатленный ангел», названного по русской литургии Щедрина. Два фрагмента из нее в этот вечер исполнил Камерный хор Московской консерватории под руководством профессора Александра Соловьёва, который возглавляет и весь фестиваль. Произведение само по себе очень действенно: оно технически сделано так, что каждый звук приковывает слушательское внимание и погружает в пространство собственных мыслей и ассоциаций. Камерный хор по праву считается эталоном в исполнении музыки Щедрина – а главное, в ее глубоком понимании. Безусловно, украсила исполнение седьмого номера литургии флейтистка Полина Попова. И, конечно же, ярчайшим впечатлением осталось пронзительное звучание дисконта Виктора Скоробродова: публика его уже хорошо знает, но не перестает восхищаться.

Концертную программу, представленную в Малом зале консерватории, выражаясь идеальными метафорами самого композитора, можно сравнить с богатым столом: публику удивляли редкими сочинениями. И даже неожиданно обнаруженными! Так, например, Евгения Кривицкая исполнила на органе «Телеграммы», которые, как она сама рассказала, композитор считал утерянными, но их нашла и сохранила заведующая органной мастерской консерватории Наталья Малина. Две небольшие «Телеграммы» как нельзя нагляднее отобразили щедринское умение выстраивать диалог со своими слушателями, когда интерпретатором становится не только сам исполнитель, но и слушатели. Если задуматься, не так ли должно быть в подобных жанрах? Но достигнуть столь яркого эффекта удается не многим – Щедрин, как мы знаем, может все.

Хоровую линию концерта, кроме Камерного хора Московской консерватории, составили выступления еще нескольких коллективов. В самом начале вечера на сцену вышли талантливые музыкальные дети из Детской музыкальной школы №68 Р.К.Щедрина – хор «Алые паруса» под руководством Аллы Пушкаревой. Камерный женский хор «Консонанс» помог юным артистам исполнить «Утро» на стихи Пушкина и «Алый парус» на стихи Грина. Очарование этих не самых простых хоров опять же щедринское: не слащавое, не пустое – и дети это чувствуют, блестяще передают все смысловые грани.

Финал вечера также был хоровым. На сцену вышел Академический большой хор «Мастера хорового пения» под руководством Льва Конторовича. Маститый коллектив и сочинения выбрал, подобающие своему статусу и возможностям. Сначала прозвучал хор «Прошла война» из цикла «Четыре хора на стихи Твардовского», а затем сильнейшее сочинение композитора последних лет – Месса поминовения, посвященная памяти великой Майи Михайловны Плисецкой, чья роль в судьбе Щедрина стоит на первом и архиважном месте. К пониманию и ощущению тех человеческих чувств, которые Господь посылает на планету лишь избранным, мы можем приблизиться, слушая эту Мессу. Хор, тонко работая с материалом, не привносит в него ничего лишнего – в подавляющем большинстве случаев секрет хорошего исполнения музыки Щедрина – в точном следовании его авторским указаниям.

В хоровом контексте вечера не менее выигрышно слушалась камерная и вокальная музыка Щедрина. Вниманием и поразительным «расслышиванием» каждой ноты, каждого созвучия при исполнении фортепианного «Дневника» запомнился Евгений Евграфов. Пьесу Belcanto in the Russian Mode для виолончели и фортепиано отлично сыграли Георгий Ткачев и Михаил Кривицкий: некоторыми ансамблевыми нюансами даже напомнили подход к музицированию автора, часто лично выступавшего с замечательными музыкантами. С двойной задачей потрясающе справился Виктор Сыч: не только смог «оживить» образную музыку «Ледяного дома» для маримбы, но и на фоне завораживающего тремоло доходчиво и выразительно рассказать остроумно предписанную композитором для исполнения историю Андрея-стрелка и Марьи-царевны.

 Вокальная музыка, несмотря на то, что зачастую является камнем преткновения, трем участницам концерта тоже вполне удалась. Полина Шабунина в ансамбле с пианисткой Кариной Погосбековой исполнила Песню Наташи из ранней оперы Щедрина «Не только любовь», а сольный номер главной героини – Песня и частушки Варвары – достался Александре Быковой, которая выступила с Анной Рудаковой. Обе певицы ощутимо сражались с волнением, но победить им его и музыкально выиграть в итоге удалось. Вокальный лидер вечера – Алена Кузнечикова, которая вместе с пианисткой Жанной Жусуповой сделала почти невозможное. Казалось, что после эталонной записи Зары Долухановой «Три сольфеджио» слушать будет проблематично. Но нет! Кстати, по сложности эта музыка не просто схожа с оперной арией, она сопоставима с целой партией. Певица, опираясь на мастерство пианистки, не ограничилась техническим «прогрессом»: привнесла в музыку настроение, интересные краски и нюансы.

И это все Щедрин! Такой разный, интригующий, убеждающий. Сколько еще сюрпризов и удивительных открытий нас ждет? У таланта этого композитора конца и края нет.

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады